Константин Коровин.
"Пейзаж с изгородью"
|
|
|
Современная фотография дома пономаря
в Удомле
|
|
|
Впервые Константин Алексеевич Коровин приехал в Удомлю из Москвы вместе с художниками В.В.Рождественским и А.Е.Архиповым летом 1918 года. Он, как и его спутники, был преподавателем Государственных свободных художественных мастерских, до 1918 года - Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Ещё в детстве Коровин со своей матерью каждое лето приезжал из Москвы в Вышний Волочёк к бабушке Екатерине Ивановне Волковой. Здесь, собственно говоря, и произошло его рождение как художника. Об этом он вспоминает в мемуарах: "Чудесный город Вышний Волочёк, стоит вроде как на болоте. Старые каменные дома около каналов наполовину ушли в землю. Мне это так нравилось, и я начал рисовать эти дома. Бабушка мне купила акварельные краски, и я всё рисовал в свободное время... Приехал мой брат Сергей, который уже поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества... Осенью он взял мои наброски и портрет... Показав работы мои в Училище, написал письмо матери, что Костю примут без экзамена, потому что очень понравились работы профессорам Саврасову и Перову..." (Коровин, 1990. С. 42-44).
Приезд Коровина в Удомлю состоялся после 17 июня 1918 года. Этим числом датировано письмо Ф.И.Шаляпину из деревни Охотино Владимирской губернии, где Коровин имел дачу (Коровин, 1963. С. 450). "Архипов, Коровин и я остановились на Тверской губернии. Нашлись ученики, которые хорошо знали эти места, и мы, посовещавшись, решили ехать на станцию Удомля Вышневолоцкого уезда. Привлекало ещё то, что здесь до революции работали художники: Левитан, Жуковский, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Степанов и другие, поэтому население привыкло к художникам. Жилищный вопрос не был особенно сложным: Тверская губерния, как не далёкая от центра, изобиловала усадьбами мелких помещиков, и многие дома теперь пустовали" (Рождественский, с. 52). Художник В.В.Рождественский впоследствии был назначен уполномоченным Художественными мастерскими на даче художника В.К.Бялыницкого-Бируля "Чайка" на озере Удомля.
"Шаляпин... звал меня в Петербург, - пишет Коровин в мемуарах, - и прислал мандат на проезд. Но в Петербург я не поехал, а, спасаясь от голода, прожил зиму в Тверской губернии, где был хлеб" (Коровин, 1990. С. 241).
Сначала художники поселились на оз. Удомля, но в дальнейшем Коровин и профессор эстетики Б.П.Вышеславцев "поселились в небольшой усадьбе, скорее даче, верстах в пяти от озера Удомли. Дача была недалеко от имения Островно, где когда-то жил и работал Левитан". Усадьба Островно до революции принадлежала помещикам Ушаковым, принимавшим у себя в 1893, 1894, 1895 годах И.И. Левитана. Позже в том же доме останавливались и подолгу жили Бялыницкий-Бируля, Моравов, Богданов-Бельский и другие. Во время приезда Коровина Н.П.Богданов-Бельский с женой уже жил в Островно в доме Ушаковых. "В Островно от старинного поседевшего дома шла дорожка к озеру, заросшему кугой и камышом, в нём водились крупные щуки. Всё это: старый дом, рыбное озеро - сманило Коровина в Островно" (Рождественский, с. 53). Таким образом, на двух соседних озерах Удомля и Островно в четырёх усадьбах поселилась целая колония художников.
То, что происходило в окрестностях Островно в это время, рассказывает в своих мемуарах генерал царской армии Виктор Николаевич Минут, имевший на озере Островно родовое имение: "В августе месяце (1918), после уборки озимых хлебов, пришла весть о выселении помещиков из усадеб. Слухи об этом циркулировали уже раньше, но им не верили, считали их вздорными. Действительно, кому, казалось бы, мог помешать помещик, и без того всё отдавший, живя в своём доме. Но вот слухи подтвердились, и началось выселение. Выселение самое беспощадное, невзирая ни на пол, ни на возраст, ни на самые тяжкие материальные и физические условия. Сердце кровью обливается, когда вспомнишь, как 70-80-летних старух выгоняли из насиженных гнёзд, где они провели всю свою жизнь; везли по осенним дорогам в непогоду в уездный город и бросали там на произвол судьбы" (Минут, с. 115). Именно таким образом, как вспоминают местные жители, были выселены хозяйки усадьбы Островно сёстры Ушаковы, где снимали комнаты художники.
В Островно Коровин приехал уже тяжело больным человеком, страдающим болезнью сердца. Вместе с ним приехала и его семья. Сын художника попал в Москве под трамвай и лишился обеих ног. Судьба его сильно тяготила художника.
В конце 1918 года в "Чайке" по инициативе В.К. Бялыницкого-Бируля были организованы Государственные художественные мастерские. Преподавателями мастерских становятся московские художники. Несмотря на пять километров трудной лесной дороги, отделяющей Островно от "Чайки", Коровин охотно принимает участие в их работе в качестве консультанта по живописи. Таким образом, в Островно он прожил лето и осень 1918 года, зиму 1918-1919, весну и лето 1919 года. В конце лета он едет в Москву, но осенью снова возвращается в деревню. "С наступлением холодных осенних дней самочувствие Коровина ухудшается. 19 октября 1919 года он пишет из Островно в Москву, в совет Государственных мастерских, прошение об освобождении его из-за болезни сердца от преподавания до выздоровления" (Кац, с. 95). Разрешение было получено, и всю зиму 1919-1920 года Коровин проводит в Островно. В эту зиму была сделана попытка реквизировать его московскую квартиру, хотя он имел на неё "охранную грамоту". Детали этого известны из письма Коровина журналисту Николаю Семёновичу Ангарскому от 12 марта 1920 года: "Многоуважаемый Николай Семёнович! Вы были у меня. Помните Коровина? И вот я Вас прошу - помогите мне вот в чём. Помните мою квартиру-мастерскую, где я работал, я там жил, что на Мясницкой, д. 48, кв. 10. Я там жил и жил мой сын - художник Лёша, и жена - Анна Яковлевна. Я заболел в канун прошлого лета и уехал в Тверскую губернию, туда, где жил Левитан. Но приехать зимой в Москву не мог на постоянное жительство: грудная жаба не даёт жить в холоде.
Следующая страница...
|