Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Д.Л.Подушков. Константин Коровин в Удомле

  
   

» Страница 1
» Страница 2
» Страница 3

   


Пейзаж с изгородью
Константин Коровин.
"Пейзаж с изгородью"





Дом Коровина
Современная фотография
дома пономаря
в Удомле




Когда я был в Москве, то ко мне приходили реквизировать квартиру и уплотнять, но справедливость охранных грамот защитила моё убежище. Артист драмы, певец, изучая роль, выступает сам, а художник создаёт вещь материально. Ему нужно помещение, мастерская, свет, мольберт, холсты, краски, натура, предметы, материалы, книги и многое другое. Это же всё составляет жизнь труда. Разная ерунда, грошовые предметы, тряпки старины давали мне целые аккорды красок, праздники глаз и формы, которые можно видеть в огромном труде постановок Государственных театров в Москве и Петрограде. Прошлой зимой было поставлено: Зигфрид, Валькирия и Щелкунчик (балет). В квартире живёт Анна Станиславовна Барановская, бывшая труженица театра. Теперь заболела от холода - идёт кровь горлом. Пишет мне: опять хотят взять квартиру совсем. Комендант дома сказал: несмотря на охранные грамоты Наркомпроса всё же с квартиры уезжайте к 1-му апреля. Куда же я поеду? Куда я дену обиход моих работ? Куда же я дену бедных и престарелых помощников моей жизни, труд которых был незаметен, но сохранял мой труд для деятельности в театре? Неужели так важна квартира в пятом этаже? В ней я буду работать с мая месяца. Теперь я собрал здесь материал и хочу сделать панно - памяти Левитана. Мне нужен мой угол. Не лишите меня его. Прошу Вас. Заступитесь за меня. Жму Вашу руку. Уважающий Вас Константин Коровин. Станция Удомля Рыбинско-Бологовской ж.д. Почтовый ящик Островна" (Коровин, 1963. С. 454).
Детали быта этого времени в Островно описал в своей рукописи профессор эстетики Б.П. Вышеславцев: "Самый трудный год революционного периода двадцатый мы с Коровиным провели вместе и безвыездно в Островно Тверской губернии Вышневолоцкого уезда, в глухом углу в 27 верстах от станции Удомля. Коровин жил в том самом старом помещичьем доме, где когда-то гостил и работал Левитан... Мы прожили здесь целый год, предоставленные самим себе, изолированные от всякой культуры... Мы заготовляли дрова на зиму, делали запасы, как американские охотники среди индейцев, в значительной степени поддерживая своё существование охотой и рыбной ловлей. Мы были совсем одиноки: в доме, где жил Коровин, обитал ещё Богданов-Бельский, а верстах в десяти - ещё три художника - Архипов, Рождественский, Моравов... Придёшь, бывало, вечером к Константину Алексеевичу - сидит он у камина и особым образом укладывает дрова вокруг пламени, чтобы сразу топились и сохли. Курит он крошево и малиновый лист, табаку редко можно было достать, и шёл он больше в обмен за молоко или яйца. Затем зажигает своеобразно пристроенную лампаду, в которой горит сиккатив, и при этом освещении начинает писать миниатюры. С величайшим трудом мы доставали немного керосину, и тогда Коровин работал больше. В своих удивительных миниатюрах он воплощал далёкую и недоступную нам красоту: моря, замки, южные облака, золотые плоды и женщин, окутанных тканями Востока... а иногда - Париж, Венецию или испанский кабачок... Здесь он написал фигуры женщин на балконе, чай в саду весной, женщина у окна летом, замечательное по настроению зимнее окно и множество пейзажей" (Коровин, 1990. С. 560).

Рождественский вспоминал, что Коровин работал в Островно над серией "полужанровых" портретов Вышеславцевой с гитарой, при вечернем освещении, на фоне тёмных золотистых деревянных стен. Картины напоминали старинные русские романсы, их тёплую интимную лирику. Жительница деревни Островно Агафья Ниловна Иванова, девочкой прислуживала в семье художника Н.П.Богданова-Бельского. Она вспоминает, что Коровин несколько раз писал с неё этюды: "Я возила воду на лошадке. Он остановит. Стой, писать буду" (Иванова, 1998).
Сын художника А.В.Моравова Алексей также оставил воспоминания о Коровине этого периода: "Константин Алексеевич Коровин в начале 20-х годов жил в Островно с женою и сыном. Будучи человеком очень живым, экспансивным, он не оставался в стороне от новой жизни. Несмотря на 5 километров трудной лесной дороги, отделяющей Островно от "Чайки", он охотно принял участие в работе созданной там художественной школы.
Несколько раз Константин Алексеевич бывал у моих родителей в Гарусово, молодо и пылко восторгался частушками революционного времени, тут же писал дам в белых платьях, сидящих на террасе за чайным столом, на котором стояла хрустальная ваза, наполненная янтарным мёдом". Ещё одно воспоминание принадлежит коренному жителю Островно, потомственному учителю местной школы Н.Н.Зольникову (1897-1977): "Коровин Константин Алексеевич больше рисовал свою жену, других дам и мужчин, причём в каком-то романтическом окружении, ярких, нарядных. Много писал натюрмортов с цветами. Поставит, бывало, ребятишек на мостик и "нарядит" их на полотне в яркие костюмы. На заднем фоне горы нарисует и смеётся: "Вот вам и альпийские виды!" Человек он был удивительно весёлый, добрый, общительный, ребятня так и бегала за ним, помогая что-нибудь нести или просто глазея. Он иногда с ними играть задумает и даже подобьёт на какие-либо проказы, но не злые, и сам же потом заливается смехом. В то время ведь уже и немолодой был, а вот, поди ж ты, какой. Ребятня окрестная в нём души не чаяла, он у них кумиром был. С ним, по отношению к детям, мог соперничать только Богданов-Бельский, за которым тоже ребятня бегала. Зимой они вдвоём с ребятишками забавы разные из снега устраивали: слепят фигуры разные да раскрасят. А летом Константин Алексеевич всех мальчишек забирал рыбу ловить - рыболов был страстный".

Ксения Анатольевна Зворыкина выросла в этих местах, хорошо знала всех землевладельцев, местные усадьбы, их историю. В качестве агента Тверского губмузея она охраняла усадьбу Ушаковых в 1920-е годы. Она отмечает, что Коровиным в Островно было написано около 75 картин. По сюжету, по датам на картинах к написанным в Островно можно отнести следующие: "Женщина с гитарой" (1919), "В комнате" (1919), "У окна" (1919), "Женский портрет" (1920, вероятно, портрет Вышеславцевой), "На террасе" (1920), "Полдень на террасе". Имеется также картина Коровина (мне её название не известно), на которой с торца изображен т.н. дом пономаря, сохранившийся до сих пор, ближайший к автобусной остановке. Сам Константин Алексеевич этого периода, по моему предположению, изображён на картине Богданова-Бельского "Художник за мольбертом" ("Кристи", Лондон, 1998 г.).
По воспоминаниям В.В. Рождественского, к Коровину регулярно приезжал коллекционер Крайтор и забирал написанные в деревне картины. В 1918 году Коровин оформил в Большом театре пять спектаклей, а в 1919 году ещё три. 1920-м годом помечен, к примеру, эскиз "Китеж Великий" к третьему действию оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". В 1921 и 1922 годах в Москве состоялись первые персональные выставки Коровина. Вероятно, на них демонстрировались и удомельские картины.

Следующая страница...



   » 

  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100