Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Д.Л.Подушков. Константин Коровин в Удомле

  
   

» Страница 1
» Страница 2
» Страница 3

   


Коровин
"Портрет художника
Коровина(?)",
Н.П.Богданов-Бельский




Константин Алексеевич был страстный рыбак и уделял этому занятию немало времени, да так, что получал осуждение художника Архипова: "Изломать бы ваши удочки. А живопись?" (Рождественский, с. 54). Когда Коровин приходил на оз. Удомля, он останавливался в усадьбе "Роща", где Архипов жил постоянно. "Роща" находилась в полукилометре от усадьбы "Гарусово" в сторону д. Щеберино. В эти трудные времена рыбная ловля была не просто увлечением, но и возможностью разнообразить скудное питание. Рождественский вспоминает: "Так как озеро Удомля больше Островенского, и в нём водились даже судаки, иногда в наши места приезжал Коровин. По пословице "рыбак рыбака видит издалека" в такие приезды мы с ним встречались. Обсуждались рыболовные планы, разбирались снасти, подбирались подходящие поводки, привязывались нужные крючки. Всё это он делал с темпераментом, иллюстрируя рыболовными событиями прошлого. Удочки, как вся снасть у Коровина, - первоклассные. Он и в Москве назывался в своё время "королём рыболовного спорта". Поэтому я слушал знаменитого рыбака почтительно, подчиняясь его планам на предстоящую ловлю... Константин Алексеевич - прекрасный рассказчик...
Состоя консультантом Художественных мастерских, К.А.Коровин бывал зимой в "Чайке". Иногда в свободное время и я навещал его в Островно... Подхожу к потемневшему от времени деревянному двухэтажному островенскому дому... По неудобному крыльцу вхожу в помещение... Константин Алексеевич доволен, что я пришёл, и ведёт в свою комнату.

Сажусь в старинное кресло, а он полулёжа располагается на кровати. В комнате холодно и неуютно: на полу, на окнах, на столе валяются окурки, чувствуется, что хозяину всё как-то безразлично. Константин Алексеевич скучал, и мой приход вносит некоторое разнообразие. Коровин полулежал. Его характерная голова русского боярина поседела, но всё ещё красива, и на розовом шёлковом одеяле, небрежно застилавшем кровать, он был живописен... Говорили о живописи, о рыбной ловле. Константин Алексеевич увлекается, и во всём видишь большого артиста. Он читает написанные им охотничьи очерки. Они сделаны с большим чувством природы, ярки и оптимистичны" (Рождественский, с. 60).
Современники и не предполагали о литературной одаренности Коровина. "Лишь в первые годы революции, когда Константин Алексеевич очутился в глухой деревне и оказался временно оторванным от художественно-театральной деятельности, когда весь привычно стремительный ритм его жизни был резко нарушен и у него оказалось много свободного времени, он предаётся дорогим его сердцу воспоминаниям о прошлом и близких ему людях, одаривших его вниманием и любовью. Так родился целый цикл мемуарных очерков, в которых он с благодарностью говорил о своих родных, об учителях и товарищах" (Коровин, 1963, с. 7).
В деревне, таким образом, наряду с живописью Коровин уделяет много времени написанию мемуаров и рассказов о природе. Потом, уже в эмиграции в Париже, он будет их дорабатывать и издавать. В 1921 году он сделал записи о своих преподавателях, о художнике Врубеле, о теории живописи.

"Вспоминаю о другом Коровине: опять Островно, летний вечер в золоте уходящего солнца. На балконе за чаем - семья художника, Вышеславцевы и гости. Вдали затихшее озеро, пахнет цветущая сирень, лето какой-то благодатью наполняет природу. Константин Алексеевич тут же у балкона пишет пейзаж. Его нисколько не смущает оживлённое общество, а наоборот, нравится. Он весел, шутит, с увлечением работает...
Улыбаясь, вспоминаю: однажды Коровин, зайдя ко мне, увидел на моей палитре фиолетовый ультрамарин... Константин Алексеевич алчно смотрел на ультрамарин и выпросил тюбик. Как-то мне пришлось быть у него. Он показал свои последние работы. Вдруг вижу, все они сильно фиолетовые, и живопись стала неестественной. Я сказал ему о своём впечатлении. Опытный, изощрённый глаз художника в дальнейшем поставил на место эту сильную краску, и опять всё пошло по-коровински, он освободился от "фиолетовой болезни" (Рождественский, с. 61).
В 2003 году Третьяковская галерея приобрела 21 письмо К.А.Коровина: сыну Алексею (одно) и Ивану Кондратьевичу Крайтору (остальные). Письма были приобретены у Любови Еремеевны Чернышёвой - наследницы и владелицы архива И.К. Крайтора (?-1957). "Коллекция писем (1915-1921) относится к последним годам жизни и деятельности К.А.Коровина в России. Три первых письма (18.11.1915, 07.07.1916, 18.07.1916) содержат информацию о продаже его картин и о новых замыслах, о его поездках в Крым, южных впечатлениях и новых творческих работах, предполагаемой поездке на фронт. Все же остальные письма (1917-1921) относятся к периоду тяжёлых лет разрухи после октябрьского переворота. За исключением нескольких писем из Охотино, почти все они были написаны Коровиным в деревушке Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, куда художника с семьёй случайно забросила судьба...
Из писем вырисовывается жизнь Коровина в тот период. Его преследует болезнь сердца, временами отказывает правая рука. Часто болеет жена. В доме голодно, не хватает хлеба, молока, "сахар снится во сне", нет спичек и свечей, нет денег. Вся надежда на продажу картин. Но самое страшное - постепенное исчезновение художественных материалов: красок, холста и др., так как Коровин, несмотря ни на что, продолжает работать. Почти в каждом его письме есть упоминания о новых произведениях. Художник интересуется выставками, подумывает о персональной. Но свои картины боится пересылать по почте или с кем-либо в это неспокойное время. К.А.Коровин всецело доверяет своему посреднику в делах И.К.Крайтору и полагается на него.

В письмах упоминаются Шаляпины, Д.И.Толстой, B.C.Кузнецов, Л.В.Собинов, П.И.Нерадовский, И.Э.Грабарь, А.Н.Бенуа, С.Ю.Жуковский, И.И.Вельский, В.В.Рождественский, А.В.Моравов, В.К.Бялыницкий-Бируля, П.И.Суворов, С.С.Голоушев, А.В.Луначарский, Н.М. и Б.П.Вышеславцевы, А.С.Барановская, Б.Леви и др., а также сын Алексей, в котором старший Коровин видит талантливого самобытного художника" (цит. по Колокольцеву).

Нет ясности, когда Коровин окончательно уехал из Островно. Очевидно, это произошло в 1921 году или позднее. Сохранилось его письмо Петру Ивановичу Суворову, посланное из Удомли в 1921 году, в котором он отдаёт распоряжение о продаже вещей и мебели из квартиры.
В 1923 году Константин Коровин с семьёй уехал из России в Париж для лечения сына. Несколько раз он порывался вернуться: "С великим счастьем вспоминаю Россию, и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву-ковыль, и избушку, и дым из трубы..." (Коровин, 1963. С. 486) Но умер он на чужбине 11 сентября 1939 года. Похоронен в Париже.

Литература:
1. Константин Коровин вспоминает: Сб. М., 1990. — 608 с.
2. Константин Коровин. Жизнь и творчество: Сб. М., 1963. — 563 с.
3. Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. М., 1983. — 143 с.
4. Круглов В.Ф. Коровин. М., 1997. — 159 с.
5. Моравов А.А. Озеро Удомля // Удомельская старина. 2002. № 28.
6. Рождественский В.В. Записки художника. М., 1963. — 219 с.
7. Зворыкина К.А. Доклад в Тверской губернский комитет... // Удомельская старина. 1997. № 1.
8. Зольников Н.Н. Дом, полный талантов // Удомельская газета. 1994. 15 окт.
9. Иванова А.Н. Воспоминания // Удомельская старина. 1998. № 5.
10. Минут В.Н. Под большевистским игом // Звезда. № 7. 1996.
11. Колокольцев В.И. Отклонение. СПб., 2008. Кн 2.


Автор статьи - Дмитрий Леонидович Подушков, статья опубликована в издании - "Знаменитые россияне в истории Удомельского края". Тверь. 2009. – 414 с.

Выражаем благодарность автору за присланный материал. Спасибо, Дмитрий!

На первую страницу...



   »  При ремонте ванной комнаты смотрите наличие качественной вентиляции. - спонсор сайта.
   »  Такая дакимакура станет идеальным подарком для любителей аниме.

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100