Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Импрессионизм  »  Натюрморт  »  Деревня  »  Жанр  »  Портрет  »  Европа  »  Русский юг  »  Париж  »  Театр  »  Север


     

Константин Коровин. Галерея картин и рисунков художника
Руслан и Голова. 1902. Эскиз декорации к опере М.Глинки Руслан и Людмила

Руслан и Голова

Русский художник и писатель Константин Коровин. Галерея живописи и графики

Руслан и Голова. 1902. Эскиз декорации к опере М.Глинки Руслан и Людмила

В 1904 году отмечался столетний юбилей Михаила Ивановича Глинки. К этому торжеству Мариинский театр осуществлял новую постановку опер Жизнь за царя и Руслан и Людмила. Как свидетельствует дата на эскизе, над операми Глинки Коровин начал работать по заказу Владимира Теляковского еще в 1902 году. Художественное оформление обеих опер принесло художнику успех. Надо сказать, что оформление Руслана и Людмилы представляло особые трудности, поскольку здесь надо было действительно сделать сказочное сказочным, а следовательно, избавиться от малейшего натурализма.
Насколько это удалось Коровину, показывает декоративное решение встречи Руслана с Головою. Ранее в этой сцене применялись малохудожественные бутафорские приемы. Голова на сцене была объемной, надувала щеки, вращала глазами, куда вставлялись электрические лампочки. Возникала ненужная иллюзорность, а вместе в ней все лишалось подлинной фантастичности.
Коровин убрал эту объемную нелепую конструкцию со сцены и написал Голову на заднике. Постепенно она высвечивалась из окружающей ее уходящей ночи, и зритель видел, как из-под пробегающих клочьев тумана вырисовывалось исполненное подлинного трагизма лицо погубленного коварством великана. Причем трагизм уже довольно ярко чувствуется и в эскизе. Это декорационное решение высоко оценил Александр Бенуа, писавший: «Мне нравится, что Коровин сообщил брату Черномора оттенок строгости и печали. В самой голове нет ничего балаганного, смешного. Это красавец гигант с потухшим блеском на глазах, тяжелый, мрачный, волшебный...»
В 1907 году опера Руслан и Людмила в оформлении Коровина с таким же успехом шла в Большом театре в Москве. Не лишним будет сказать, что костюмы к этой опере сделал Александр Головин, органично связав их с коровинскими декорациями.


     


« на предыдущую страницу       на следующую страницу »




     

.::  Александра Бенуа о творчестве Константина Коровина  ::.

"Живопись Коровина - дерзко-небрежная, грубая - казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец. Недоразумение в отношении к К. Коровину - самого плачевного свойства. Оно лучше всего доказывает, как далека русская публика вообще от какого-либо понимания живописи. Какая грусть, что этот огромный мастер, этот яркий самобытный талант, два раза затративший свои силы на такие эфемерные создания, как выставочные панно, все время тратящий их на еще более эфемерные создания - на театральные декорации, так, вероятно, и не получит возможности увековечить себя и одарить Россию истинно прекрасным, величественным произведением..." продолжение »

.::  Михаил Нестеров вспоминает о Константине Коровине  ::.

"Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он «влюблял», в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его «качества» покрывались его особым, дивным талантом живописца. Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский путь свой. Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал «цветы удовольствия». То его увозило аристократическое семейство куда-нибудь в старую усадьбу на Волгу, в глушь, и там он пленял всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою; то писал великолепные этюды и говорил так красиво, увлекательно об искусстве; то летними сумерками катался с барышнями на лодке и так прекрасно, с таким чувством пел..." продолжение »

.::  Григорий Островский о Константине Коровине  ::.

"Коровин не был одарен всеобъемлющим талантом. Не были ему доступны гармония правды и красоты, освещающая искусство В.Серова, трагический экстаз М.Врубеля или неисчерпаемое воображение Н.Рериха, да и с точки зрения академической науки Коровин не всегда и во всем удовлетворял строгих знатоков и судей. Прекрасные сочные по цвету, работы перемежались с малоудачными, а порой и банальными картинами; великолепные образцы колористического мастерства - с «сырой» краской, бравурным, размашистым мазком, рыхлым и приблизительным рисунком. Коровина надо принимать, каким он был, с его сильными и слабыми сторонами, именно таким вошел он в историю русской живописи конца XIX - начала XX века..." продолжение »


     



  "Господин Коровин всегда интересен - и в эскизах, и в более законченных работах. Его картины написаны иногда как-то небрежно, как
будто с высоты своего величия, но им всегда присуща какая-то особенная, непринужденная элегантность и красивость." (Н.Е.Кочетов)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100