|
Конст.Коровин, 1893
|
|
|
|
Советы Константина Коровина о живописной технике
При составлении цвета (окраски) смотреть, что светлое, что темное. Когда цвет не похож и в случае желания сделать его похожим, надо смотреть, насколько он темен или светел по отношению к другим цветам в картине.
Цвет в форме - смотреть взаимно, уравнивая один к другому.
Изменяя светлое-темное, не надо терять отношений цветов, то есть чем окрашены взаимно.
Писать начинать со светлых мест. Цвета светлые и темные должны контрастировать взаимно.
Образность отношений - что резче и что мягче, что молчит и что кричит, взаимно с цветом в форме.
Цвет в форме.
Контрасты парочные. Писать одно с другим.
Форма как характер.
Контраст формы. Как одна форма непохожа на другую.
Рисуя одну сторону, смотреть на другую.
Смотреть на натуру, а к себе меньше.
Переводить глаза, и аккорды цвета в форме брать в красках с натуры до тех пор, пока не будет похоже.
Заметки Коровина об искусстве и творчестве. 1891
Татьяна в комнате Онегина. Пейзаж не писать без цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.
Я вовсе забыл живопись, забыл вписывать в холст натуру, вмазывать!!! Переводить глаза, сравнивать <...> Я начал совсем как-то плохо, не умея, рисовать. Нужно и надо вот рисовать на расстоянии.
Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа.
Нужен свет - больше отрадного, светлого.
У меня все полуотсебятина. Я не добиваюсь натуры.
Я не перевожу глаза и понапрасну не делаю светов и цветов.
Этюды для этюдов писать большая скука, нужно писать этюды для картины, например, воздух в данном освещении поштудировать к картине.
А то, что называется пейзажем, есть моя написанная «Осень». В ней была какая-то особенная любовь к природе, что было в моем раннем детстве.
Сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи.
Нужно работать тоньше мотив и самую правду брать верней и доконченней цель и задачу. Нужно отходить от себя и быть, глядя на вещь, посторонним.
Нужно быть умно оригинальным - от сердца - в живописи.
Петербург. Болит моя грудь. Люди, вы такие дикие! В вас нет бога. Я художник, вся зависимость моя есть от общества, а вы не хотите обратить ваше внимание.
Сегодня у Лейнера слышал о картине - в тихой обители. Когда же я, наконец, начну экономию здоровья, жизнь труда разумного и вдохновенья своих детских мечтаний.
Октябрь. Как я приниженно чувствую себя у Тычкова?. Что это? Где там истинный залп творчества? Какой-то порядок, осуждение восторга, какой-то гнет... Ругать Врубеля, этого голодного гения, и быть настолько неинтеллигентным, чтобы его не понимать сознательно...
Мастерская - это спасение от мира подлости, зла и несправедливости.
Человек! Если ты будешь молчать, то тебя осудят всячески. Если ты будешь говорить, хотя и верно, то тебе будет завидовать четверть окружающих, то есть, значит, будет ругать; четверть тебя будет ругать за что и где тебя нужно ругать; четверть будет не соглашаться потому, что она будет хотеть показать, что имеет свое мнение; четверть не поймет, эта тоже будет не согласна и будет говорить о тебе ерунду. Вывод - человека вон!
Боккаччо - певец и гений любви.
Эпоха и обстоятельства, когда талант еще не проявил свое начало, будут всегда гнать его до тех пор, покуда он не заставит себе верить. Но горе, если он будет беден, он не скоро выйдет признанным. Талант есть только то, что дает жизнь и радость нравственную.
Нужно не только скопировать натуру, нужно ее передать ловко, любя, не долго тратя время, сразу, просто рассказать. Искусство должно быть легко - как Мазини спел, и готово, а не ноя и выпихивая, но должна быть суть, суть передана.
1892
Купец: «Эту самую картину вы продавать изволите?»
Художник: «Да, я ее продаю».
Купец: «Оптом, всю, значит? Хоть по частям разрешите, в розницу».
После дождя - свет воздуха. Окраины предметов светлеют, соответственно тона предметов темные и тушуются тонами и полутонами; списывать предметы с другими.
Продолжение »»»
|