Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Жизнь моя - живопись..."   Книга Н.М.Молевой о Константине Коровине

  
   

Содержание:

Дорога в жизнь
Выбор
Эти особенные люди…
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
Первые страницы
От Мурмана до Парижа
Праздник души и глаза
Жизнь моя - живопись

   


Константин и Сергей Коровины, 1860 годы
Константин и Сергей
Коровины, 1860 годы




Глава третья. Эти особенные люди…

"Наиболее нравились мне Врубель, Коровин и Серов. Сначала эти люди казались мне такими же, как и все другие, но вскоре я заметил, что в каждом из них и во всех вместе есть что-то особенное."  (Ф.И.Шаляпин)

Прямое полотнище улицы здесь всегда кажется пустынным. Непрерывные ленты троллейбусов, машин скользят, как приводные ремни невидимой передачи - вперед, назад. Редкие пешеходы незаметно исчезают в воротах, переулках. Небольшие нарядные дома в разливе неохотно отступившей зелени молчаливы своей настороженной пустотой: жильцов давно сменили учреждения, и вечерами в окнах загорается все меньше огней. Ряд ровных молодых лип четкой строчкой просматривается вдаль. И почему-то кажется, что это безлюдье праздника, когда все уже где-то собрались и только последние опоздавшие торопятся их догнать - на Пушкинской площади, которая вырисовывается вдали мостовым навесом кинотеатра «Россия», или у Садового кольца, где ослепительным фонтаном солнечных брызг встают голубеющие башни новых домов. Щедро разливающееся по улице солнце только краем затекает в Старопименовский. После первого углового особнячка, где изо дня в день сменяют друг друга в больших зеркальных окнах потрепанные куклы - детский сад! - этажи домов сдвигаются, теснят друг друга. Густые тени западают на тротуарах, и неверные солнечные блики от высоко поднявшихся деревьев жидкой сеткой ложатся на каменные стены, путаются в траве кое-где выступивших газонов.

За Садовым кольцом пролет Малой Дмитровки сменяется широкой и пустынной когда-то Долгоруковской - Каляевской. Нет лип. Серый разлив асфальта плещется от дома к дому. Даже во дворах только кое-где увидишь одинокие деревья. Машины спешат, набирают скорость, чтобы, не задержанные ни одной остановкой, исчезнуть в веселой сумятице Новослободской, где у колонн станции метро оживает «толкучая» Москва с горячими пирожками, лоточниками, палатками, непреходящими очередями у «дальних» - в микрорайоны - остановок автобусных экспрессов и где рядом - сверни лишь за угол! - прячется знакомое Сущево. Есть люди, для которых счастье всю жизнь провести в одних стенах, на одном дворе, изо дня в день ходить по той же улице, видеть привычные лица, удовлетворенно и успокоенно наблюдая по ним неуклонный ток времени. «А знаете, я в этом доме уже двадцать лет», тридцать, сорок - и так до конца, как в медлительном повествовании старинного романа. И есть другие, жизнь которых словно распадается на короткие главы. После каждой главы надо подвести свой внутренний итог и начинать новую, если удастся, на новом месте, в иной обстановке, как на чистом листе бумаги, в неиссякающей жажде и ожидании впечатлений, ощущений, интереса к жизни.
Нужда заставляет только что приехавшего в Москву Чехова-студента ютиться в полуподвале, а с приездом семьи в немногим лучше втором этаже того же замызганного дома на Трубной улице. По сравнению с Трубной, ее нравами даже Сущево смотрится районом благополучных и благоденствующих людей. Но достаточно чуть оправиться с деньгами, получить университетский диплом, и Чехов не просто находит лучшую квартиру - он уезжает в другую, по тем временам противоположную часть Москвы - за реку. И хотя жизнь на Большой Якиманке, нынешней улице Димитрова, отличается сомнительными удобствами - темный первый этаж былого барского особняка, где парадные комнаты над головой сдаются кухмистером под поминки и свадьбы,- зато никаких воспоминаний. Все иное, все иначе.

А к 1890 году, оставив так быстро обжитой дом Корнеева на Садовой, Чехов перебирается в крохотный деревянный флигелек на Малой Дмитровке, которая ног сит теперь его имя. И кто знает, какую роль в выборе этой последней московской квартиры семьи Чеховых перед окончательным переездом в Мелихово сыграл Коровин, поселившийся здесь же несколькими годами раньше! Сущево, казалось, кончилось раз и навсегда. Вместе с училищными заботами и огорчениями, памятью о Саврасове, первыми выставками и первыми театральными пробами. «У меня в Долгоруковской»,- станет говорить теперь Коровин с непередаваемым оттенком тепла, радости, почти гордости. А ведь никакого насиженного гнезда здесь никогда не было. Одна за другой будут меняться квартиры, вернее комнаты для жилья и работы - специально устроенных мастерских Коровин никогда в Москве не имел,- но все на Долгоруковской и в Старопименовском, в полюбившихся или, может быть, вымечтанных за годы юности местах: все та же Сущевская часть, но никакого сравнения! Но вот в каком из этих домов, существующих или уже успевших исчезнуть, была их первая общая мастерская, где они начали работать вместе, чтобы потом, разойдясь по разным мастерским, отдавшись разным путям в искусстве, остаться самыми близкими друг другу людьми? «Наиболее нравились мне Врубель, Коровин и Серов,- назовет их имена Ф.И.Шаляпин после первой встречи в Частной опере на Всероссийской Нижегородской выставке, где гастролировала вся труппа.- Сначала эти люди казались мне такими же, как и все другие, но вскоре я заметил, что в каждом из них и во всех вместе есть что-то особенное». Тогда, в 1896 году, их дружба насчитывала многие годы. Она осталась неизменной и до конца их жизни. Коровин может отказаться от участия в парижской антрепризе С.П.Дягилева, потому что резко ухудшилось состояние безнадежно больного Врубеля. И он отменит необычайно пышно задуманное празднование своего пятидесятилетия, потому что не стало Серова: «Какие слова и цветы заполнят мою душевную пустоту». Впрочем, все, что возникло, возникло вокруг Коровина, его неспокойного духа, благожелательности и безмерной пытливости, которая делала для него из каждого человека, тем более художника, увлекательнейшую загадку, которую непременно надо было разгадать.
Встреча оказалась неожиданной и случайной. Июль 1886 года. Имение Трифоновских на Полтавщине. Претендующие на меценатство хозяева позволяют писать этюды Коровину и приглашают гувернера из знакомой семьи сделать портрет своего умершего сына, точнее - повторить в цвете фотографию. Этот гувернер - Михаил Александрович Врубель. Работа у гувернера не клеится. Каждый день он предлагает новое, совсем иное решение портрета ребенка, но хозяева настаивают: у Колечки были голубые глаза, не такая голова, не такое лицо. Все должно быть, как на фотографии. Родственник хозяев, «дядя военный», ищет сочувствия у Коровина: «Я ему говорю: «Михаил Александрович, голова очень велика и глаза нужны голубые», и дал ему честное слово, что так было. Знаете, что он отвечал? - «Это совсем не нужно!» «Но при этом, надо заметить...- вспоминает Коровин,- характерно то, что этот дядя, простой и добрый человек, столь озабоченный и обеспокоившийся Михаилом Александровичем, даже не вздумал посмотреть, что я писал тут, около него».
Следующая страница...



   » 

  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100