Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Жизнь моя - живопись..."   Книга Н.М.Молевой о Константине Коровине

  
   

Содержание:

Дорога в жизнь
Выбор
Эти особенные люди…
Первые страницы
От Мурмана до Парижа
Праздник души и глаза
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
Жизнь моя - живопись

   


Константин и Сергей Коровины, 1860 годы
Константин и Сергей
Коровины, 1860 годы




Глава шестая. Праздник души и глаза, продолжение

По существу, здесь происходит то же самое, что в свое время происходило в мамонтовском театре. Революция оформления зрительного образа влечет за собой революцию исполнения. Тот эмоциональный образ, который создавал художник, предлагал (если не требовал!) новые принципы игры, пения, танцев. Условность выражения чувств, шедшая едва ли не от «теории страстей» XVIII века, когда каждый артист обобщенно и утрированно намечал «страсть», определяющую данную арию или танец, вне временного развития характера своего героя, вне психологического осмысления роли в действии, оказывалась особенно подчеркнутой и несовместимой с предлагавшимся живописным решением. И театр подчиняется линии, намечаемой художником, поскольку в принципе та отвечала современным требованиям, предъявляемым к театру. Правильнее сказать, это было совпадение, сообщившее роли Коровина в истории нашего театра особенную значительность. Даже Шаляпин постоянно учится у этих новых художников. Дружба с Серовым и Коровиным становится его своеобразным университетом: «Говорили они кратко, отрывисто и какими-то особенными словами.
- Нравится мне у тебя,- говорил Серов К.Коровину,- свинец на горизонте и это...
Сжав два пальца, большой и указательный, он проводил ими в воздухе фигурную линию, и я, не видя картины, о которой шла речь, понимал, что речь идет о елях. Меня поражало умение людей давать небольшим количеством слов и двумя-тремя жестами точное понятие о форме и содержании... Меня очень увлекала эта ловкая манера художников метко схватывать куски жизни. Серов напоминал мне И.Ф.Горбунова, который одной фразой и мимикой изображал целый хор певчих с пьяным регентом, и, глядя на них, я тоже старался и в жизни, и на сцене быть выразительным, пластичным. Мой репертуар стал казаться мне заигранным, неинтересным...» В поисках новых решений Шаляпин постоянно обращается к Коровину. Отношение Коровина к театру было очень личным и сложным. Один из самых прославленных художников сцены, он только в исключительных, почти невероятных случаях оказывался в зале во время спектакля. Его почти невозможно увидеть среди зрителей. Коровин десятки раз способен прослушать клавираусцуг оперы или балета вместе с исполнителями, часами сидеть на репетициях, но спектакль сам по себе всегда слишком волнует и в чем-то разочаровывает его. Он предпочитает оставаться за кулисами или и вовсе в подсобных помещениях, и это отношение полностью разделит Шаляпин. Теляковский вспоминает: «В театр К. Коровин вообще не ходил ни в Петербурге, ни в Москве. Он, как ни странно, любя театр, не любил представлений, и на них заманить его было трудно, а если он и приходил, то оставался на сцене или в режиссерской комнате. Мне он часто говорил:
- Я не понимаю, как вам до сих пор еще не надоел театр и как вы можете ездить каждый день смотреть представления».
Зато как высоко ценилось мнение Коровина о достоинствах того или иного музыкального произведения или исполнителя. Его с интересом принимают и музыканты, и с ним, безусловно, считается дирекция. Судьба ряда принятых к постановке в Большом театре опер во многом решилась благодаря благоприятному мнению или действенному вмешательству Коровина. И это прежде всего относится к композитору, над произведениями которого он с особенным интересом работал,- Н.А.Римскому-Корсакову.

Начиная с «Садко», которого Коровин оформлял много раз - в Частной опере, на казенной сцене, для парижских постановок дягилевской антрепризы и в последние годы своей жизни в ряде оперных театров во всех частях света,- он последовательно работает над «Сказкой о царе Салтане», «Сказанием о невидимом граде Китеже», «Сказкой с золотой рыбке» и уже после смерти композитора над «Золотым петушком». Римский-Корсаков особенно близок Коровину по мироощущению, тем более своей трактовкой сказочных образов как выражения духа и характера народа. Особенностью Коровина - театрального художника было то, что он умел сделать чудо человечным и потому понятным и близким современному зрителю. Не фантастика во что бы то ни стало, не выдумка ради выдумки, чтобы поразить глаз - именно глаз, а не воображение, - но обращение к тем истокам, которые эту фантастику рождали в народном творчестве, желание точнее и понятнее передать душевный строй человека, всю глубину и сложность его переживаний, которое руководило безымянными создателями фольклора.
Искания Коровина находят поддержку у группы молодых постановщиков и хореографов, среди которых первое, место принадлежит А.А.Горскому. И это лишний раз доказывает, что намечавшаяся реформа была органичной, рожденной всем путем развития театра. Не случайно всегда и постоянно Коровина можно встретить в кругу композиторов, музыкантов, певцов, актеров. Вопрос здесь был не в личных вкусах и привязанностях художника, а в его понимании своей роли в театре. Оформление не мыслилось им в отрыве от музыкально-исполнительского решения. Это было, по его собственному определению, требование «естественности».

Не менее важным было и то, что Коровин вводит на сцене новый костюм, решаемый в образе не только в смысле эпохи, исторической принадлежности данного персонажа, но и живописного, цветового раскрытия его характера. Впервые цвет выступает в театре в своем эмоциональном звучании с такой силой и определенностью, и это особенно ярко проявилось в оформленных Коровиным балетах, где он меньше был связан конкретным типом костюма. Поэтому Коровин отдавал безусловное предпочтение сказочным сюжетам, вроде «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Раймонды» или «Щелкунчика», где эмоциональное начало выражалось свободнее и, по существу, ничем не ограничивалось. В балете Коровин первым нарушает традиционность костюма и начинает его рисовать в соответствии со своим представлением о данном персонаже, с настроением сцены, сознательно отказываясь от классической пачки. Это новшество усиленно поддерживается Горским, поскольку оно порождает возможность большей выразительности в танцевальном рисунке партии. Но наряду с этим Коровин допускает и определенное вмешательство в решение самого исполнителя, если верит танцовщику и внутренне принимает его трактовку роли.
Следующая страница...



   » 

  "Коровин - удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе
не подражая японцам, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до
минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе." (А.Н.Бенуа)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100