Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Жизнь моя - живопись..."   Книга Н.М.Молевой о Константине Коровине

  
   

Содержание:

Дорога в жизнь
Выбор
Эти особенные люди…
Первые страницы
От Мурмана до Парижа
Праздник души и глаза
Жизнь моя - живопись
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7

   


Константин и Сергей Коровины, 1860 годы
Константин и Сергей
Коровины, 1860 годы




Глава седьмая. Жизнь моя - живопись, продолжение

И.С.Остроухову: «Многоуважаемый Илья Семенович! Крестьянин Ярославской губернии Панкратий Гаврилович Благов окончил курс Строгановского училища - ученым рисовальщиком... просит место преподавателя в четырехклассное городское училище или гимназию, или прогимназию... Еще раз обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой, если можете, окажите там содействие очень талантливому человеку...» Одному из режиссеров: «Рекомендую Вам Ивана Сергеевича Федотова как талантливого декоратора. Может, он Вам понадобится. Он и его товарищи, гг. Денисов и Орлов, могут вести по сезону художественно и ровно». Снова И.С.Остроухову о месте учителя рисования для окончившего Московское училище живописи Н.Н.Комаровского: «Пожалуйста, сделайте что возможно, т.к. этот Комаровский находится в очень стесненных обстоятельствах и ему крайне нужно место». Возглавлявшему Малый театр А.И.Южину: «Пожалуйста, прошу Вас, примите и выслушайте артиста Ивана Федоровича Булатова...» И так постоянно - примите, помогите, посодействуйте, человеку трудно, ему надо, необходимо немедленно помочь.
И воспоминания жены известного коллекционера М.А.Морозова, в чьем доме на протяжении без малого пяти лет - с 1898 до 1903 года - каждую неделю собиралась большая группа художников из наиболее близкого окружения Коровина. «Очень хочется сказать несколько слов о Константине Алексеевиче Коровине, имевшем такое большое значение в художественной жизни нашей Москвы. Коровин был истинный артист, богема, романтик. Красивый, очаровательный, обладавший шармом и даром слова. Я никогда не забуду, как он говорил, рассказывал о том, как думает писать декорации. Особенно меня поразил его рассказ о том, как он думает написать декорации к «Демону». Сколько в его фантазии было красоты! Мы сидели как зачарованные и обо всем забыли, слушая его. Натура Коровина была такой живой, артистической, легкой, подвижной, восприимчивой к внешней стороне. Я помню, что мой муж как-то зашел к Коровину и с увлечением рассказывал о невообразимом хаосе, царившем в его комнате, где все было разбросано: тут и зарисовки карандашом и красками вперемежку с орденом Почетного легиона, галстуком и разными вещами для личного употребления».

И, наконец, слова товарищей по профессии, младших товарищей, тех, кто обладает, может быть, самым строгим и неподкупным взглядом молодости. Сергей Герасимов, занимавшийся у Коровина дважды - в Строгановском училище и Московском училище живописи, поддерживавший и позднее личные отношения с учителем: «Мне всегда Коровин напоминал Садко. Рассказчик блестящий, одет как-то особенно, со вкусом, свободно и для себя». Павел Кузнецов, тоже ученик, а позднее товарищ по работе и выставкам: «...Я впервые увидел его, и был взволнован и восхищен этим человеком, у которого изумительная грация каждого движения переходила в какое-то душевно-пластическое чувство. Это свойство сказывалось и в его искусстве, в его тонком, эмоциональном и изящном прикосновении кисти руки к холсту. Внешность его была особенная, ни на кого не похожая. Стройная прекрасная фигура, красиво посаженная голова с красивыми, точно выточенными чертами лица, с добрыми, ласковыми, но вместе с тем горящими творческим темпераментом глазами. Очаровательная улыбка, иногда лукавая, редко покидала его, так как он был человеком веселым, любящим и распространявшим вокруг себя чувство дружбы и доброжелательности. В вопросах же, касающихся искусства, он был непримирим и гневно обрушивался на все поддельное и фальшивое в этой области. Чтобы дополнить его портрет, я должен отметить, что одет он был всегда изящно, чисто, со вкусом, не шаблонно. Носил красиво подстриженную бородку. Жесты его были выразительны. Его любили, так как он возбуждал большой интерес всей своей оригинальной личностью, гармонически связанной с его прекрасным искусством».
С какого момента начинается зрелость? Обычно в отношении одного и того же мастера исследователи колеблются, называют разные сроки и работы, но у Коровина эта граница ложится очень отчетливо для него самого и всех окружающих: Север, первая поездка на Мурман. При всем внешнем сходстве с более ранними полотнами картины, написанные по возвращении с Мурмана, говорят о новом подходе художника. Природа раскрывается перед ним как среда, в которой живет и на которую всем своим существом откликается человек. Перефразируя сказанные когда-то Коровиным слова о мастерской, можно сказать, что живопись для него - «уход от мира подлости» к самому лучшему, что есть в людях и во что он непоколебимо верит.
Сергей Герасимов пишет: «Коровин ценил и любил очарование жизни. Собственно говоря, все люди деятельные достигают всего целеустремленно. Мы любим жизнь потому, что жизнь - это наша деятельность, наше движение. Но, помимо того, Константин Алексеевич понимал, очень ценил, чувствовал и работал над понятием самой жизни. Он не затрагивал крупных тем, крупных вопросов общественных, которыми пронизаны произведения некоторых наших русских художников. Тем не менее за чувство жизни его любили, и человек у него выражен в известной степени так, как, может быть, ни у кого из художников». Его работы - это гимн красоте человека через то, что его окружает, пусть то будет Ледовитый океан, подмосковная, текущая на деревенских позадках речонка или уголок Парижа. Смысл и содержание искусства заключены для Коровина в человеке, «который всегда прекрасен». И это, по существу, определяет все его дальнейшее творчество, жизнерадостное, влюбленное в природу, выше всего ставящее человека. И Герасимов прав, добавляя к своим словам: «Коровин видел ту же жизнь, что и другие, но видел ее удивительно богато. Чтобы так воспринять жизнь, ее красоту, надо обладать внутренним строем особым, когда и солнце и серый день - все предстает прекрасным».

В одном из писем Коровин с горечью заметил, что сначала они с Серовым и Врубелем числились декадентами, а потому подвергались всяческим гонениям. Потом столь же неожиданно и, с его точки зрения, несправедливо были отнесены к маститым, хотя их исполненное неустанного поиска творчество не подходило ни к тому, ни к другому определению. Действительно, дорога художника напоминает жизненный путь любого человека.
Годы приносят опыт, сообщают более глубокое понимание окружающего, но восприятие «красок жизни» остается почти неизменным, точнее сказать - меняется несравнимо меньше, чем возраст, внешний вид и профессиональные возможности. Маститый художник часто бывает в каких-то своих взглядах недалек от того, каким он был на студенческой скамье. Он хорошо понимает, что опытным живописцам подчас не удается то, что удается студентам, что мастерство - это, в конце концов, не только сумма знаний, которые человек усваивает год от года все больше, но то, что называется пониманием жизни, ее осмыслением, поскольку искусство - форма передачи человеком своего понимания жизни. И, говоря о мастерстве Коровина, нельзя его понимать как некое виртуозное владение цветом, как бесконечные блестящие успехи, когда каждый этюд представляет безусловное живописное достижение, а каждая театральная декорация становится завершенной картиной. Напротив, иногда и в эти зрелые годы работы получаются неудачными, но живопись отныне становится для Коровина формой проявления его интереса к миру, и именно это составляет содержание коровинской живописи, будь то картина, этюд или театральная декорация.
Следующая страница...



   » 

  "Cозерцание красоты через живопись - суть самой живописи." (Коровин К.А.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100