Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Жизнь моя - живопись..."   Книга Н.М.Молевой о Константине Коровине

  
   

Содержание:

Дорога в жизнь
Выбор
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
» Стр.8
Эти особенные люди…
Первые страницы
От Мурмана до Парижа
Праздник души и глаза
Жизнь моя - живопись

   


Константин и Сергей Коровины, 1860 годы
Константин и Сергей
Коровины, 1860 годы




Глава вторая. Выбор, продолжение

Если когда-то в училищном совете вызывали сомнения работы саврасовской мастерской, то положение поленовских питомцев становится и вовсе тяжелым. «Портрет хористки» не смог стать зачетной работой Коровина. Он не был даже принят на периодическую выставку Общества поощрения художеств. И глубоко задетый Коровин взволнованно и сумбурно исписывает подробностями этого конфликта оборот незадачливого холста: «Живопись этого этюда находили непонятной!!?? Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, т.е. он не нравится ни художникам, ни членам - Г.Мосолову и еще каким-то. Я не был с этим согласен и этюд был снят с выставки». Не понимая целей учителя, Коровин тем не менее подчиняется его совету. «По его [Поленова] поручению от С.И.Мамонтова,- записывает он,- я получил возможность написать для Частной оперы декорации». И вот новая обстановка, новые интересы, новые люди - композиторы, литераторы, музыканты, актеры, певцы и свои же товарищи-художники, но как будто в совсем новом качестве, когда каждый оставался самим собой, но и становился частью творческой семьи. Эскизы принадлежали одному автору, зато их исполнение было общим делом, где не оставалось ни старших, ни младших, ни мастеров, ни начинающих: слишком необычными были возникавшие задачи.
«Тогда он был совсем юным, скромным и даже застенчивым начинающим художником,- вспоминает о появлении Коровина в их доме один из сыновей Мамонтова.- Тут мы, все младшие, были очарованы им бесповоротно. Сестрам моим, девочкам 9 и 6 лет, он каждый вечер рассказывал бесконечную сказку о «Лягушке-сморкушке», сказку, которую он, конечно, сочинял сам. И как только хватало у него на это фантазии! Нам, мальчикам, он любил повествовать о своей школьной жизни. Он учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, где учениками были вполне зрелые юноши. Рассказы про них были передаваемы Костей живо и неподражаемо». И само собой разумеется, ни о каком самостоятельном оформлении спектакля у Мамонтова и речи не было. Коровину было разрешено вместе с Левитаном, братом А.П.Чехова Николаем и другой молодежью поленовской мастерской выполнить декорации оперы А.С.Даргомыжского «Русалка» по эскизам В.М.Васнецова.

Радовала ли перспектива новой и первой заказной работы? Вряд ли. Коровин относится к ней с известной настороженностью и, только начав работать, признается: «Оказалось, что декорации писать до того интересно, что не хотелось бросать работу все время». И это еще одна особенность Коровина - любая живописная задача способна его увлечь. За что бы ни брался он в живописи, все делает, по чистяковскому выражению, «во всю мочь», с самозабвенной внутренней отдачей. Искусство для него всегда праздник, волнующий, яркий, который надо во что бы то ни стало пережить как можно глубже и до конца. Все было неудобно и неприспособлено. Вместо обычной декорационной мастерской две комнаты со снятой между ними перегородкой, о которой продолжала напоминать возвышавшаяся посередине огромная печь, «центральное отопление», как ее называли художники, и единственное место, откуда можно было окинуть общим взглядом декорации. Для этого приходилось взбираться на самый верх, к трубе. Мутное керосиновое освещение, толчея и постоянные посетители, среди которых самым частым, наверно, был А.П.Чехов, он же первый критик всего написанного здесь, на Мещанской. «Мнения его отличались лаконичностью удивительно странной формы,- рассказывал В.А.Симов,- окинет взглядом через пенсне, задумается и уронит такой афоризм, что разгадаешь не сразу... Он развлекал нас своими рассказами о своих наблюдениях и приправлял все повествование такими звукоподражаниями, паузами, мимикой, насыщенными черточками такой острой наблюдательности, что все мы надрывались от смеха, хохотали до колик, а Левитан, как наиболее экспансивный, катался на животе и дрыгал ногами».
Но вот 9 января 1885 года - первый спектакль «Русалки» и первый спектакль Частной оперы, отныне начавшей свое существование. Первый занавес и первые в истории русского театра аплодисменты не исполнителям, не музыкантам - художникам. Это было необъяснимо для самых прожженных театралов: тон спектакля определяли декораторы, созданные ими великолепные, полные настроения картины, в среде которых происходило действие и обретали новую жизнь музыкальные образы. И все-таки чем-то Коровин должен был отличаться от других художников, чем-то обратить на себя внимание, раз Поленов рекомендует его для самостоятельного оформления одной из следующих постановок - «Аиды» Верди, а Мамонтов охотно принимает эту рекомендацию, несмотря на то что в его окружении столько великолепных мастеров. К тому же Коровину всего 24 года и ничего, кроме России, ему в своей жизни не довелось повидать.

Узкий и мрачноватый проем бывшего Камергерского переулка - проезда Художественного театра как начало сумрачных, будто тронутых туманом коридоров театра. Толпа деловито заполняет мостовую, переливается через крутой горб пригорка - к перекрестку Центрального телеграфа, а больше к веселой сумятице Кузнецкого моста, другим горбом встающего вдалеке. Громада серого доходного дома оттиснула на самый край пригорка небольшое здание МХАТа, отмеченного в своей суровой простоте только взмывшим под стеклянным козырьком «Пловцом» - поэтичной и словно чуть застенчивой фантазией великолепного русского скульптора Анны Голубкиной. В окнах залитого нерастворяющимся сумраком фойе - ряд одинаковых трехэтажных домов, слившихся в один безликий гребешок на взлете пригорка. Притишены голоса, пригашены краски, и невозможно себе представить, что именно в этих стенах бывшего Лианозовского театра впервые расцвел ослепительный праздник коровинских красок - Частная опера играла здесь свои первые сезоны с января 1885 до весны 1887 года. Событием была «Русалка» - первый опыт нового театра, но событием - и каким стала и «Аида». Не только на оперу - специально на декорации москвичи ходили смотреть помногу раз. «Огромные, вышиной во всю сцену, серые вытесанные из камня фигуры египетских богов и на их фоне изящная фигурка Амнерис и сейчас стоят у меня перед глазами, а тому уже прошло шестьдесят лет»,- будет вспоминать один из зрителей постановки.
Следующая страница...



   » 

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100