Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Жизнь моя - живопись..."   Книга Н.М.Молевой о Константине Коровине

  
   

Содержание:

Дорога в жизнь
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
» Стр.8
Выбор
Эти особенные люди…
Первые страницы
От Мурмана до Парижа
Праздник души и глаза
Жизнь моя - живопись

   


Константин и Сергей Коровины, 1860 годы
Константин и Сергей
Коровины, 1860 годы




Глава первая. Дорога в жизнь, продолжение

Позднее Коровин мог, хоть и не слишком уверенно, бросить, что с детства его тянуло к рисованию и будто делал он когда-то какие-то наброски. В критические для семьи минуты не это решало судьбу братьев - расчет. Простой расчет, который сначала побудил отдать Константина на архитектурное отделение - Сергей, как старший, сам выбрал живопись. Там будущий заработок казался вернее, а дело надежнее. Да и очень сомнительным было говорить о призвании мальчишки в тринадцать лет. Только, может быть, где-то глубоко скрывалась и иная причина. Прянишников первый и едва ли не единственный сталкивается с «косточкой» характера Коровина. Художник через многие годы сам вернется к этому конфликту, сам объяснит его суть: «Я все говорил поперек, да и в живописи все «поперек». За внешней мягкостью, впечатлительностью, благорасположенностью к людям, веселостью в нем с мальчишеских лет жила напряженная сосредоточенность на своих вопросах, своем понимании каждой мелочи. И здесь Коровин не признавал уступок. Ничье недовольство, скрытое или явное, не рождало пусть минутных компромиссов: «А у меня вообще завелась в жизни черта: не жалуешь, ну и ничего».
Даже для мальчишки Коровина не существовало ни окрика, ни приказа. Он приходит в Московское училище, первое и единственное свое учебное заведение, с твердым убеждением, что вправе делать то, что хочет и как хочет. Требование преподавателя приобретало для него значение только тогда, когда было точно и четко разъяснено. Коровин уже здесь соглашается и не соглашается, принимает и не принимает. Пятнадцати лет он решает перейти на живописное отделение, и написанные за летние месяцы на Валдае, безо всякого руководства и подготовки, пейзажи оказываются для педагогов безусловным доказательством его права стать живописцем. Заставить сделать Коровина значило его убедить, а на это нетерпеливого и резковатого Прянишникова никогда не хватало. Ему представлялось достаточным бросить пренебрежительно по поводу непонравившейся картины, этюда - «антимония». «А что это такое?»- настаивал Коровин.- «А это так, терем-те-те, значит, ерунда»,- досадливо отмахивался Прянишников, чувствуя на себе критический взгляд мальчишки. И не потому ли где-то в душе он предпочел бы не видеть Коровина ни живописцем, ни тем более своим учеником?

Прянишников писал жанры. По существу, только жанры. В его представлении жизнь Москвы, разнохарактерная, противоречивая, богатая и убогая, полная человеческих трагедий, борьбы за существование, не оставляла места для других впечатлений художника. «Где вы найдете такие типы,- отзовется он со временем,- тут и Островский, и Гоголь, и Тургенев, - и Толстой - все собрано воедино. Смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью. Для нас - жанристов Москва сущий клад». У Коровина нет ни одного наброска, ни одного натурного рисунка, ни одной хотя бы по теме задуманной композиции из московской жизни. А ведь он будет писать жанровые картины и не откажется от них всю жизнь. Пусть это по-новому понятый жанр, но неужели в юности Коровин так далек от этого мира крестьянской девушки, поступившей в услужение, которая, застыдившись под любопытствующими взглядами приказчиков, жадно ловит нехитрые вести из родной деревни в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке»? Или его не трогали сцены вроде прянишниковских «Шутников» - злобное бессмысленное издевательство дуреющих от сытого безделья сидельцев над обнищавшим стариком-чиновником? И ведь здесь не просто находка художника. Прянишников писал свою картину под непосредственным впечатлением первого представления только что законченных Островским «Шутников»: 12 октября 1864 года состоялась премьера, 23 декабря молодой художник представил на экзамене в Московском училище живописи эскиз будущей картины, завершенной в следующем году.
Малый театр в который раз потряс воображение и чувства москвичей. Не говоря об отклике живописца, это был и дух времени. «В трагическом щемящем выражении лежит главная могучая нота Прянишникова»,- отзовется о картине Стасов. Нота глубоко взволнованного переживания и осуждения нелепой жизни - Коровин остается как будто в стороне от нее и готов весело подтрунивать над товарищами по училищу, беззаветно искавшими бытовых сюжетов - «тем». И вот записные книжки зрелого Коровина. 1892-й, далеко не самый легкий год в жизни художника. Торопливые наброски, перечни красок, пометки - всегда о живописи, о живописных задачах, которые не даются или наконец-то решились, и среди них как память - что там Прянишников: о самом Федотове - жанровые сценки с подробными диалогами. Художник и натурщик. Художник процветающий и художник начинающий. Художник и заказчик:
«Купец: - Эту самую картину вы продавать изволите?
Художник: - Да, я ее продаю.
Купец: - Оптом, всю, значит? От по частям разрешите, в розницу».
Или карандашный набросок с заголовком «Совет»:
«- Нет ни бумаги, ни свечи, да и чайку попить не мешало эдак, знаешь, с корольком ситным. Лавочник в долг не дает. Черт знает что такое!
- Вот что, закладывай мое пальто, а там может поосилит. Пойдем получать в ломбард в нижнем, а выйдет, знаешь, будто разделся в передней.
- Браво, иду. Как ты умен!»
Неожиданно проявившийся вкус к сатире? Но в том-то и дело, что в каждом случае имелся в виду действительный эпизод из жизни художника, при всей своей нелепости на самом деле пережитое им событие. В минуты самых горьких столкновений с жизнью Коровин на первый взгляд неожиданно обращается к тем формам жанра, на которых воспитался в Московском училище и которым, оказывается, внутренне доверял. Пусть он и не собирался написать ни одной из этих бытовых картин. Ему достаточно заметок для себя, на привычном языке тех пресловутых «тем», над которыми так легко было посмеиваться в юности.
Следующая страница...



   » 

  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100