Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Константин Коровин. Путешествия художника. Кавказский "Демон"

  
   

Путешествия:

На Крайнем Севере
2 - 3 - 4 - 5

Новая Земля - 2

Северный Край - 2

Рассказ старого монаха

В Крыму - 2 - 3

Кавказ. Владикавказ

Дарьяльское ущелье

Станция Казбек - 2

Станции Гудаур и Млеты - 2

Кавказский "Демон" - 2

Крыша мира. Гималаи - 2

Коровин в Италии - 2

Испания - 2 - 3 - 4 - 5

   

   

Коровин
Конст.Коровин, 1930-е

   

  

Я пошел из зрительной залы за бароном Кусовым на сцену. За кулисами я увидел Фигнера, перед которым стоял великий князь Сергей Михайлович.
Когда я подошел, великий князь обратился ко мне:
- Скажите, кто это такой? - спросил он меня, показав на Фигнера.
Я как-то не ожидал такого вопроса, вернее, не понял, в чем дело, и ответил:
- Николай Николаевич Фигнер...
- Я прекрасно знаю, что это Николай Николаевич Фигнер, - сказал великий князь. - Я вас спрашиваю: кто он? То есть какой же это князь Синодал?..
- Это костюм Николая Николаевича Фигнера. Думаю, что он из кавказского магазина с Невского проспекта...
- Вот видите, ваше высочество, как изволят отвечать декаденты, - горячась, сказал Фигнер. - Позвольте, - сказал великий князь, обратившись ко мне. - Это, значит, не ваш костюм. Отчего же вы не сделали костюма для Синодала?
- Нет, - ответил я, - я дал рисунок. - А он готов? Покажите мне, - сказал великий князь барону Кусову. - Видите ли, - говорил великий князь, - я всю юность провел на Кавказе, и я вижу», что материи и цвета на всех других костюмах кавказские... Они говорят несколько о прежнем, хотя и не очень отдаленном времени, я уже мало встречал таких костюмов.
- Да, во времена давние была иная форма, заимствованная из Персии, - сказал я. - Но я боялся сделать очень отдаленное время, так как позднейшее было более изящно.
Барон Кусов принес и показал мой костюм князя Синодала.
- Надо его надеть на кого-нибудь, - сказал я.
Мой взгляд упал на моего слугу-чеченца. Ему велели надеть костюм. Костюм оказался ему как раз впору. Тонкая фигура чеченца была изящна.
- А зачем вы сделали откидные рукава? - спросил меня великий князь. - Это армянский фасон, у грузин не было.
- Я хотел сделать по Лермонтову... - ответил я. - «Играет ветер рукавами его чухи...» И притом у гурийцев я видел откидные рукава. А они тоже грузины. Это была смешанная мода, которая шла от армян.
- Я не поклонник декадентства, - сказал с улыбкой великий князь Фигнеру, - но должен вам сказать, что костюм ваш, Николай Николаевич хотя и прекрасен, но несколько современен... На самом деле, на Кавказе таких не носят... Уж очень много кистей мишурных... Вроде как на богатых гробах.
Фигнер все же пел в своем костюме.
После новой постановки оперы «Демон» пресса писала, что «костюм Синодала, сделанный по рисунку Коровина, - декадентский».
- Странно... - сказал директор В.А.Теляковский. - Так много говорят о постановке «Демона». А когда в прежней постановке «Демона» грузины почему-то были все в турецких фесках на головах, а горы были чуть ли не швейцарские - все молчали. А теперь все говорят и все ругают вашу постановку. Даже барон Фредерике и тот почему-то беспокоится. Спрашивает меня: «Неужели грузинки ходили в шароварах? Не странно ли?» - Теляковский рассмеялся. - И притом: все ругают, а театр полон...
Мой слуга, чеченец Ахмед, удивился, когда с него сняли костюм, который он примерял. Он думал, что ему его подарили... Он очень огорчился, сказал мне грустно:
- Хороший город Петербург, генерал многа, начальник многа, всего многа... но гора нет... Скучно, ро-о-овно... Как без гора жить...
И добавил:
- Зачем Демон? Такой человек нет Кавказ...
Василий Харитонович Белов с сердцем сказал ему:
- Чего ваш Кавказ? Ежели взять у нас в Москве царь-пушку, да ее на гору поставить, да ах! Тогда все, все вы, черкесы, что ни на есть, што скажете, а?
Мой чеченец промолчал. Но как-то сказал Василию Белову:
- Ты думаешь моя дурак одна. А твоя тоже дурак...

Мой слуга-чеченец заскучал. Пришел он ко мне как-то утром и говорит:
- Твоя - Друга моя. В полицейский участок была, начальник многа ругал меня. Пашпорт нет, кинжал не молено носить никак... никак нельзя... Пистолет нельзя, никак не можно. Пистолет - тюрьма сажает... Прощай, - сказал он мне, наклонив голову. - Я назад пойдет...
И я увидел слезы в его глазах.
- Пускай Кавказ меня. Твоя-моя один Аллах. Прощай, твоя - друга. Твоя - вот харош. Моя правда говорит. Пускай меня Кавказ... Скушно мне... Всего многа, Петербург хорош, гора нет... Скушно... Ну што тут, не Можно жить без гора, скушно...
Он собрался в отъезд. Я вечером провожал его на вокзал. Купил ему билет. Деньги в сумке на шнурке велел надеть на шею, под бешмет. «А то, - говорю ему, - украдут у тебя...» Прощаясь со мной, он крепко обнял Меня за шею руками, сказал:
- Прощай. Чечен не может здесь жить... Такой человек - не виноват... Прощай!
И, поцеловав меня в лоб, он заплакал...

Продолжение »»»



   » 

  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100