|
Федор Шаляпин и Конст.Коровин в мастерской художника. Париж, 1930
|
|
|
|
Дорогой Шаляпин говорил:
- Я же есть хочу. Поедем к Лейнеру, там сядем в отдельный кабинет.
У Лейнера кабинета не оказалось. Пришлось пойти в «Малый Ярославец». В «Малом Ярославце» - о, радость - мы встретили Глазунова с виолончелистом Вержбиловичем. Они сидели одни за столиком в пустом ресторане и пили коньяк. Глазунов заказал яблоко. Вержбилович сказал:
- Мы блины с ним ели. Сидим - поминаем Петра Ильича Чайковского. Он обратился ко мне:
- Помните, как мы здесь часто обедали?
И к Шаляпину:
- Жаль, не пришлось ему послушать вас. А то б он написал для вас. Вот Николай Андреевич Римский-Корсаков верхним чутьем взял. Учуял, что Шаляпин будет.
- Верно, - подтвердил Глазунов. - Действительно, почуял, что будет артист.
Шаляпин при встрече с большими артистами всегда менял тон. Бывал чрезвычайно любезен и ласков.
- Коньяк хорош, - сказал Глазунов. - И приятно после блинов. Советую с яблоком.
Шаляпин рассказал за ужином про трудности своей жизни и о том, что ему недостаточно платят. Глазунов и Вержбилович слушали молча и рассеянно.
Коровин и Шаляпин. Весна
Слышу, в коридоре звонок. Отворяю - Федор Иванович Шаляпин. Раздеваясь, говорит:
- Весна, оттепель!
Смотрит на меня вопросительно:
- Ты в деревню не едешь? Я свободен эту неделю. Ты там на тягу ходишь в лес. Я бы тоже хотел пойти. Я как-то не знаю, что такое тяга.
В коридоре опять звонок. Отворяю - Павел Александрович Тучков в пенсне, в котелке, лицо веселое. Раздеваясь, говорит:
- Весна. Я еду к тебе. Тянет, понимаешь ли, тянет. Понять надо, да, да...
- Куда тебя тянет? - спрашивает Федор Иванович, закуривая папиросу.
- На природу тянет. Вальдшнепы тянут, жаворонки прилетели. Вы ничего не понимаете. Я сейчас ехал на извозчике к тебе. Он меня везет по теневой стороне. Я говорю - возьми налево, где солнце. А он говорит: «Никак невозможно». - «Держи лево», - говорю ему. А он: «Чего? Мне из-за вас городовой морду побьет». Довольно всего этого. Я еду к тебе сегодня же с ночным.
Там заеду к Герасиму и сажусь на кряковую утку. На реке, у леса.
- Если ты едешь один, - говорю я, - то возьми паспорт. А то может нагрянуть урядник, лицо у тебя такое серьезное, подумает: что это за человек такой сердитый живет, взять его под сомнение. А ты - камергер...
- Постой, - Павел Александрович озабоченно полез в боковой карман, поискал и достал паспорт.
- Ну-ка, дай, - Федор Иванович взял у него из рук паспорт. - Что же это такое? При-чи-сленный... Какая гадость. - Федор Иванович захохотал.
- Постой, дай сюда, - рассердился Павел Александрович. Он взял паспорт у Шаляпина и мрачно спросил: «Где это?»
- Да вот тут, - показал Шаляпин. - Ну, «состоящий», «утвержденный», а то «причисленный» - ерунда. Какой-то мелкий чинуша.
- Постой, - уже совсем в сердцах сказал Тучков. - Дай чернила. - И, сев за стол, вычеркнул из паспорта обидное слово.
- Причисленный - непричисленный, все это вздор, пошлости. Но весна - и я еду. Сажусь на кряковую утку там, на реке, у леса...
- Позволь, в чем дело? То есть, как же ты на утку сядешь? - спросил Шаляпин.
- Довольно шуток. Ничего не понимаешь и не поймешь. Пой себе, пой, но в охотники не лезь, и все вы ничего не понимаете. Что вам весна? Понимаете, что значит до весны дожить? Дожить до весны - счастье. А вам все равно, у вас там, - он показал на грудь, - пусто. Я еду.
- И я, Павел, еду с тобой, - сказал серьезно Шаляпин. - Но только в чем нее, все-таки, дело? Что значит сесть на утку? Надо же ясно говорить.
- Все равно не поймешь, - сказал Павел Александрович. - Не охотник - и молчи.
- Постой, - вступился я. - Все очень просто. Берется утка и небольшой деревянный кружок, плоский, на палке. К кружку веревкой привязывается за лапу утка. Палку с кружком и уткой ставят на воду в реке, недалеко от берега. Утка плавает на привязи около кружка и кричит. А селезни летят на зов утки, и их с берега стреляют.
- А когда же на же садятся? - серьезно спросил Федор Иванович.
- Довольно пошлостей, - рассердился Павел Александрович. - Вздор. Не то. Утка домашняя не годится. На же не сядешь. Понимаешь? У ней селезень около всегда свой, а уток Герасим приготовил - ручных, диких, помесь с кряквой. Эти утки орут. Зовут селезней весной, и те летят к ним из пространства. Понимаешь? Женихи летят. А ты сидишь на берегу в кустах и стреляешь - одного, другого, десятого.
- Вот какая история... - сказал Шаляпин. - Бабы вообще бессердечны. Убивают любовника, а ей все равно. Теперь понимаю, в чем дело, и тоже еду...
На Ярославском вокзале мы все собрались. Публика поглядывала на могучую фигуру Федора Ивановича, одетого охотником, в высоких новых сапогах.
Когда сели в вагон, все были в хорошем настроении.
В весенней ночи горели звезды. К утру приехали на станцию, сели в розвальни, покатили по талой дороге, объезжая большие лужи.
Продолжение »»»
|