Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин"   Книга В.М.Домитеевой о жизни и творчестве художника

  
   

Содержание:

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава X
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
Глава XI
Глава XII
Глава XIII
Глава XIV
Глава XV
Эпилог

   


Испанки
У балкона. Испанки
Леонора и Ампара,
1888-1889




Глава десятая

Вообще со вкусами, со вкусом к «русскому» в особенности, оказалось много загвоздок. Царь, например, новый уже царь Николай II, самодержавную власть унаследовал, но сильной отцовской воли не перенял, все морщился, не решаясь утвердить в репертуаре Императорской оперы «Садко», - и надо бы из патриотических соображений, былина все-таки, и не подписать, хочется чего-то, как выразился государь, «повеселее», - а утвердил, в конце концов, скучнейшую (десяти представлений не выдержала), зато стерильно-благонадежную «Забаву Путятишну» М.М.Иванова. Вкусы двора известны, мамонтовский театр смотрит в иную сторону, обращается, прежде всего, к чистой и светлой молодежи, для этой чуткой аудитории лучшие национальные оперы даются на специальных дневных спектаклях с пониженной входной платой... «Подумайте, как странно, - делился Мамонтов с Коровиным, - я дал студентам университета много билетов на "Снегурочку" - не идут. Не странно ли это. А вот Виктор <Васнецов> говорит - надо ставить "Бориса", "Хованщину" Мусоргского. Не пойдут».

С невероятными трудами приходилось убеждать, что Мусоргский гениален, по крайней мере, так же, как Чайковский, и его хриплая, рваная, бунтующая музыка не труднее для понимания, чем родная речь, голос родных страстей, что оперы Римского-Корсакова можно слушать, не зевая после первых тактов, что лиричности здесь на много романсов. «Эх, Костенька, - говорил мне Савва Иванович, - плохо, косно, не слышат, не видят...» «Садко», однако, услышали и увидели. В первую очередь, судя по записям очевидцев, увидели, и ни один мемуарист не обошелся без описания картины «Морского дна», где Коровин продемонстрировал удивительную свою свободу в создании национальных образов. Когда художнику блеснул пластический мотив парящих над ярмаркой белых раздутых парусов, оставалось только посмотреть соответствующие изобразительные материалы, которые представят зрителю характерно новгородские корабли, а не португальские галионы. Ну, а «подводное царство», для него с каких изображений брать подробности? Источник, конечно, должен быть русским, царство хоть и морское, фантастическое, но былинное и с царем (не королем же, не султаном), с царевной. Хорошо описан старинный быт в трудах Буслаева и Забелина, однако не быт - показать нужно «диво», пленившее много чего повидавшего гусляра. Обычно Коровин умело использовал народное искусство, укрупняя и развивая какую-нибудь яркую деталь; для волшебной сцены на морском дне ему и этого не понадобилось, источник он нашел в самом себе. А чем он не такой же беспокойный русский искатель, как старинный новгородец? (Порою, правда, нисходило на Коровина вдохновение поведать друзьям об арабской примеси в крови предков, но тут, по-видимому, он, слегка попутав арабов и арапов, мечтательно - хоть через пращуров - роднился с боготворимым Пушкиным; столь же легендарна коровинская автородословная от декабриста Бестужева-Рюмина; даты и документы свидетельствуют: Константин Коровин рода купеческо-мещанского, корней мужицких.) Живописец Коровин с певцом Садко в прямом родстве и по земле, и по сословию, и по таланту. Стало быть, что перед Садко явилось чудом, то и Коровина очарует - что Коровина обольстит, на то и Садко бы подивился.

Так вот какое диво было придумано: «В "Подводном царстве", - пишет Шкафер, - художник К.А.Коровин и С.А.Мамонтов ввели "серпантин". Кто бы решился этот номер, взятый с эстрады кафешантана Омона у французской этуали, пересадить на оперную сцену и к месту, кстати, использовать?.. Ритмические движения на разных плоскостях сцены танцующих фигур, очень картинно развевающиеся складки шелковых тканей, в своих преломляющихся тонах и линиях, освещенные светом прожекторов, давали иллюзию подлинной водяной стихии». Именно с «редким» успехом «Садко» Наталья Васильевна Поленова связывала окончательный «переворот в театральном искусстве». Именно мамонтовская постановка «Садко» сделала Римского-Корсакова любимым композитором москвичей. Сам композитор, приехавший из Петербурга только к третьему представлению, на протяжении всего спектакля невыносимо страдал. «Опера была разучена позорно, - записал он в летописи своей музыкальной жизни. - В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в первой картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в VI картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр... Но у публики опера имела громадный успех... Я был возмущен; но меня вызывали, подносили венки...»

В 1900 году 35-летие творческой деятельности Римский-Корсаков праздновал в Москве, приглашение в Большой театр отклонил, отправился в Частную оперу, где тем вечером с особым подъемом давали «Садко». На триумфальных гастролях в Петербурге, когда московский купец Савва Мамонтов гордо демонстрировал столице, какой театр могут сотворить не окончившие императорской Академии художники, не признанные на императорской сцене певцы и не привеченные императорской конторой композиторы, большинство спектаклей москвичи успели показать лишь по одному разу (всего было привезено полтора десятка русских и пять иностранных опер), «Хованщину» петербуржцы имели счастье видеть дважды, «Снегурочку» трижды, «Псковитянку» пять раз - и девять восторженно принятых, победных представлений «Садко».
А еще «Садко» - это для участников спектакля время молодой веселой дружбы, пылкой любви. Помогала ставить «серпантин» Иола Торнаги, одна из итальянских балерин, приглашенных Мамонтовым на нижегородские выступления, артистка, которую Савва Иванович, заметив явные к ней симпатии нового солиста, предусмотрительно задержал в Москве длительным контрактом. Шаляпинскую свадьбу сыграли сразу по окончании сезона с премьерой «Садко». Шафером невесты выступал Константин Коровин, шафером жениха недавний выпускник консерватории, дирижер Частной оперы Сергей Рахманинов. На импровизированном концерте в честь новобрачных Рахманинов играл балетные танцы, Коровин томным тенорком исполнял арию влюбленного Зибеля...
Следующая страница...



   » 

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100