Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин"   Книга В.М.Домитеевой о жизни и творчестве художника

  
   

Содержание:

Глава I
Глава II
» Стр.1
» Стр.2
» Стр.3
» Стр.4
» Стр.5
» Стр.6
» Стр.7
» Стр.8
Глава III
Глава VI
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава X
Глава XI
Глава XII
Глава XIII
Глава XIV
Глава XV
Эпилог

   


Испанки
У балкона. Испанки
Леонора и Ампара,
1888-1889




Глава вторая

Любовь друзей... Коровин много и охотно рассказывал о сверстниках, дружбой с которыми гордился, он писал их портреты, восхищался их талантом, умел их понимать, сам находил в друзьях драгоценное единомыслие, друзьям и памяти друзей Коровин посвятил немало умных, проникновенных слов. Но впрямую и постоянно он говорил о любви только в одном случае, - вспоминая учителей. Больше, чем давшие профессию, чем воспитавшие художника наставники. «Жизнь и характер слагались под влиянием радости и безграничной доброты, которую я встретил в них».
Саврасов - «он любил своих учеников всем сердцем своей души», «до чего я любил его!». Поленов - «как он любил нас»; «Дорогой Василий Дмитриевич! ...никто бы не поднял мой дух, если бы не встретил Вас ...любящий Вас всей душой, Константин Коровин».
Самое сильное впечатление - «впечатление отеческой искренности и доброты»; особенно чуткое, особенно ласковое чувство учителей - в ответ. И все другие, как нам кажется, любя милого Костю Коровина, тоже, в первую очередь, - отзывались. Их тоже вдохновляла отвага его нежности, его талант любить. Редкий дар. Его (как всякий талант) получают в колыбели, а холят и лелеют (как всякий талант) болью несостоявшегося, недополученного. Нетрудно догадаться, что у Константина Коровина такая боль была связана с отцом.

Фигура Алексея Михайловича Коровина, несмотря на многочисленные сообщения его сына, видится неотчетливо. Сначала только штрихи раннего детства. Отец, богатый и красивый, очень наряден - панталоны в клетку, высокий черный галстук; у отца похожий на гитару экипаж с белой лошадью Сметанкой; добрый, веселый отец - то медвежонка привезет, то ружье подарит. Потом несколько зарисовок, в которых отец после разорения: Алексей Михайлович, застывший у окна, машинально прикладывающий ключ к морозному стеклу; Алексей Михайлович, говорящий сыну про самое страшное - дураков («хотят хорошего, но сделать этого хорошо не умеют, и все выходит скверно»); Алексей Михайлович совсем больной, не встающий с постели. Но ничего о том, чем занимался отец на их вынужденном жительстве в деревне, что он делал, когда Коровины вновь вернулись в Москву, поселились в низком домишке с окнами у земли. Сведениями, которыми Коровин снабдил пожелавшего записать его биографию Бориса Петровича Вышеславцева, воспользоваться трудно. Трудно даже поверить в университетское образование отца: неужели юристу с дипломом московского Университета понадобилось бы для пропитания семейства уезжать за сорок верст от города на богом забытую мытищинскую фабрику ради места мелкого конторщика? Скорее всего, не доучился легко загоравшийся и быстро остывавший Алексей Михайлович. А уж записанные Вышеславцевым подробности того, как Алексей Михайлович «четыре раза сидел в Петропавловской крепости», и прочие эпизоды жизни «этого народника и революционера», вероятно, возникли из желания развлечь себя и биографа, развеять скуку долгих сельских вечерних сумерек, которые Коровину с Вышеславцевым довелось вместе коротать целую зиму 1920 года. Однако кое-какие детали записей Вышеславцева вполне убедительны, например, «нечто тяжелое в характере» отца («взор его был обращен на зло жизни - «все не так, все бесчестно»), что достаточно понятно при его жизненных обстоятельствах. Коровин поведал Вышеславцеву и о своем «первом трагическом потрясении».
Ясным осенним днем Константин привез отца из больницы, устроил его дома и вскоре отправился на охоту. Вернулся, гордый трофеями, окрыленный взглядами встречных девушек, а ночью привиделось, как отец исчезает, уносится вдаль со словами: «Прощай!.. Прекрасная тайна. Вечность»... Бросившись в спальню, Константин увидел материнское лицо, прижатое к отцовскому, уже остывшему и неподвижному; вызванный на освидетельствование врач сказал: «Сердце у него устало. Умерло сердце». Так бесконечно печально и поэтично покинул мир Алексей Михайлович Коровин в рассказе Константина Коровина «Смерть отца». Реальный финал был проще и страшнее - отец покончил с собой.

Какой болезнью он страдал, быть может, той же, что увела из искусства и жизни Саврасова, свела в могилу тысячи других ранимых и безвольных русских людей? Во всяком случае, последняя, скорбная, часть его пути тянулась долго, и Константин, естественно, был очевидцем многолетних отцовских страданий. Не мог забыть. Их помнили его нервы, его нередко болевшее сердце, его душа, внезапно с вершин радости падавшая в ямы черной тоски, его, как часто казалось со стороны, капризная мнительность, беспричинная обидчивость. И, думая об этом, начинаешь сомневаться: действительно ли так наивен был впечатлительный мальчик, «не заметивший» семейного краха, «не понявший» навалившейся нищеты? Судя по фактам жизни Константина Коровина, в богатейшем наборе качеств его характера простодушие-то как раз отсутствовало. Ирония владела им чаще, чем доверчивость. И «Цапка» - школьные прозвища остры - наивный Цапка? Вряд ли. А вдруг и врожденная «радость» была не вполне бессознательной, но служила рано и точно найденным лекарством, средством успокоить боль, отогнать страх? Вдруг и свои ликующие гимны он пел отчасти как заклинания, умоляя судьбу отвести от него участь брата, столь точно повторившего эффектную наружность отца и сумрачную отцовскую сосредоточенность на темах горя, унижения, бесчестья? Вдруг исключительная преданность образам полного безмятежного счастья имела некий интуитивный расчет на обратную связь, и творимые Константином Коровиным образы в такой же степени творили, исцеляли его душу?
Как свет пушкинской поэзии, которым для него светилась «жизнь настоящая, стройная, гармоничная, не та, которая кругом, страшная и смешная».
Чтобы прорваться к желанной живой гармонии, надо было переиграть фортуну, вернуть доброго и сильного отца, возвратить его улыбку, услышать ласковое «Костенька». Так и стали называть его сначала Саврасов, потом Поленов, а затем еще один человек - Савва Иванович Мамонтов. Это он взял отвергнутую, снятую с выставки «Хористку», показывал холст Васнецову и Репину, выдавая за работу «испанского художника», и был в восторге, когда Репин попался на розыгрыш, подтвердив: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет». Знал все-таки Поленов, где искать в Москве ценителя, которого не смутит творческая дерзость.
«Особенный человек Савва Иванович», - отметил для себя Коровин после их первой встречи. Припоминаете? Почти так же у него о Саврасове («этот был отдельно»), о Поленове («а Поленов какой-то другой»). «Особенный» в лексиконе Константина Коровина - близкий по духу, родной по душе. Мамонтов, в самом деле, стал Коровину и отцом, и учителем, и защитником, и добрейшим, вернейшим другом. И не было на пути Константина Коровина человека, который бы так сильно повлиял на его судьбу.
Следующая страница...



   » 

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100