Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Живопись Коровина. Глава первая

He всякую жизнь таланта легко рассказать. Очень часто она растворяется в труде художника, и чем шире становится временной водораздел между нами и мастером, тем все больше в нашем представлении жизненный портрет перевоплощается в портрет творческий. В этом отношении биография Константина Коровина не исключение. Все его жизненные перипетии, бесконечные разъезды по России или поездки в Париж, предпочтение Москвы Петербургу, постройка усадьбы Охотино во Владимирской губернии, а затем «Саламбо» в Гурзуфе, даже его пресловутое пристрастие к рыбной ловле и охоте - все это так или иначе, прямо или косвенно связано с творческими настроениями и симпатиями художника.
Его биографические вехи - это не столько перемены в личной жизни, сколько изменения в жизни творческой: создание этапных произведений, приход в театр и работы, связанные с ним, вступление в ту или иную художественную организацию, педагогическая деятельность и т. д. Сейчас нет нужды обременять предлагаемую читателю книгу о Коровине подробным изложением уже достаточно известных сведений его биографии. Но из того, что уже широко известно, необходимо отметить следующее: приобщение обоих Коровиных, Константина и Сергея, к искусству состоялось с согласия и с помощью их родителей, людей для своего времени просвещенных и близких к художественным кругам.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Коровин вошел в историю русской культуры главным образом как мастер станковой живописи и театрально-декорационного искусства. Затруднительно было бы сказать, где наиболее полно раскрылся талант художника, ибо ко многим лучшим его работам, как станковым, так и театральным, применим эпитет «прекрасный». Природа наделила Коровина редкостным колористическим даром, и художник высоко развил его. Безукоризненно владея искусством живописи, всегда подчиняя гармонии многокрасочную палитру мира, он создавал жизнеутверждающие образы, прославляя жизнь и природу, ее краски, ее свет и солнце. Искрящаяся жизнерадостность - эта идейная основа искусства Коровина - была как бы частицей его самого. В жизни она проявлялась и сложнее и противоречивее. Ей мешали болезненная мнительность Коровина - следствие необычайной обостренности его нервной организации; зачастую она принимала оттенки пресловутой богемности, являвшейся почвой для многочисленных анекдотов. Порой радостная любовь к жизни принимала форму какого-то бездумного эпикурейства, на чужбине она стала маской, за которой скрывалась боль стареющего одинокого художника, неуемная тоска по родине. Несомненно, в условиях сложного развития искусства конца XIX - начала XX века, когда плохое и хорошее, плоды развития реалистической и декадентской культуры подчас уживались вместе, некоторые из особенностей творческого характера Коровина особенно вредили ему. Но в лучших проявлениях его искусства, в этом жизнеутверждении выражалось пьяняще-восторженное отношение к природе, ее поэтизация и патриотизм Коровина-художника.

Хотя число дошедших до нас ранних работ Коровина весьма невелико, они все же дают определенное представление о заре его творчества. Уже ученические альбомы с зарисовками, хранящиеся ныне в рукописном отделе Третьяковской галереи, вводят нас в круг тем, которыми занимался Коровин в юные годы. Там встречаются композиции на античные темы - задания училища. Такого рода рисунки были все же единичными. Несколько чаще на листах альбомов попадаются жанровые сценки из городской жизни, сделанные в духе передвижников, и уже тогда наиболее многочисленными были наброски пейзажа с натуры.
Своеобразие дарования Коровина, по-видимому, стало проявляться с первых же его творческих шагов. И единственную дошедшую до нас классную постановку - этюд натурщика в костюме бедуина (Ярославо-Ростовский историко-архитектурный художественный музей-заповедник) и красивый эскиз, яркий и свежий по цвету, «Христос беседует с Никодимом» (1884, собрание М.В.Куприянова) отличает явный интерес к колориту.
Среди ученических произведений Коровина выделяется многофигурный эскиз «На церковной паперти» (1881, частное собрание, Москва). И самый выбор сюжета, необычного для художника, но очень распространенного в русском реалистическом искусстве второй половины XIX века, и характер его трактовки являются, конечно, результатом уроков учителей Коровина - передвижников.
Следуя за мастерами критического реализма, художник строит эскиз на контрасте двух социальных групп: бедных крестьян, окруживших кольцом церковную паперть, почтительно ожидающих выхода из церкви господ, он противопоставляет местным богатеям и духовенству. Подчеркнуто развязная поза одного из них (в правой части эскиза) резко контрастирует со смиренными позами коленопреклоненных бедняков. Как ни редко было в творчестве юного Коровина столь прямое проявление связей его искусства с бытовым жанром передвижников, оно тем не менее не было случайным эпизодом и сыграло определенную роль в направлении его творческого пути.
Однако не все в этом эскизе решалось в обычном плане передвижнических работ. Центром внимания художника было не столько раскрытие самого сюжета (он ограничивается лишь его общей характеристикой), сколько разработка пленера. Здесь можно уже говорить об определенном мастерстве в передаче глубины и воздушности неба, живости легких солнечных бликов, играющих на деревянных стенах церковки, теплой земле и сермягах крестьян.
Выше отмечалось, что интерес к пейзажу определился у Коровина с самых юных ученических лет. Об этом свидетельствует не только количественное соотношение пейзажей с работами других жанров в его раннем творчестве, но и то трогательное, любовное чувство, которым проникнуты первые коровинские изображения природы.
«Последний снег» (1878, Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР) - один из самых ранних пейзажей Коровина. Молодой художник писал еще неуверенно, наивно, не совсем умело «растворяя» в облачном тумане верхушки голых деревьев. Но уже в этом робком произведении заметно желание непосредственно следовать натуре, передать не блещущий внешней красотой простой русский пейзаж. Как у многих начинающих художников, это выражалось в особенно бережном обращении с деталями: тщательно выписан хворост плетня, его острые колья, серые тени, падающие от него на серый мокрый снег, и ветхие крестьянские избы вдали. Колорит еще довольно бледен и худосочен, хотя в нем заметно стремление художника передать цветовую гамму обычного для средней полосы России серенького весеннего дня - тема, занимавшая большое место в последующем творчестве Коровина.
Будущего художника, несомненно, интересовало также изображение пространства. Не владея еще цветовой перспективой, он передает ее, главным образом, рисунком - убегающими вглубь линиями плетней и линией избушек, тянущейся в том же направлении. Правда, в ряде мест ощущение глубины теряется: небо еще выглядит несколько плоским, мало чувствуется воздух, особенно в далях.

следующая страница...



   » 

  "Cозерцание красоты через живопись - суть самой живописи." (Коровин К.А.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100