Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Нежную любовь к оригинальным памятникам народного прикладного искусства навсегда сохранил Коровин. Много позднее, работая над оформлением оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфлай», он с удовлетворением сообщал директору императорских театров В.А.Теляковскому, что «купил старинные пуговицы , а также 2 кимоно для Баттерфлай и для хора, по образцам которого сделают другие». Уже на склоне лет художник растроганно вспоминал о «Псковитянке» и о том, как хорошо выглядел Шаляпин - Грозный в тяжелой кольчуге из кованого серебра, купленной у старшины хевсур на Кавказе. Подобные примеры не единичны, хотя, конечно, следует помнить, что Коровин в своей театральной практике обычно более творчески обращался с используемыми источниками.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Многое в воспитании серьезного отношения к творческой работе для театра дали Коровину его друзья - Серов, Шаляпин и другие. И хотя участие Левитана в театральном искусстве было эпизодическим, однако его высокотребовательное отношение к своему искусству было своеобразным камертоном для труда остальных художников.
Огромное значение в выработке широкого культурного диапазона Коровина-декоратора сыграл насыщенный, серьезный и высокохудожественный репертуар мамонтовской оперы. Вначале в нем преобладали произведения западноевропейских композиторов, но в 1890-х годах театр смог осуществлять и свою эстетическую программу - основное место там стали занимать оперы русских композиторов: А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, особенно Н.А.Римского-Корсакова.
Коровин пришел в Частную оперу Мамонтова новичком, не имея никакого понятия о технике театрально-декорационной живописи. «Забавно, - вспоминал он, - что когда я шел в мастерскую писать декорацию, то думал, как-то я буду по лестнице писать на такой высоте, предполагая, что писать так же придется как картину, на мольберте, но удивился остроумию: холст лежал прибитый и загрунтованный на полу. Оказалось, что декорации писать до того интересно, что не хотелось бросать работу все время. Но декорации так велики, и требуется большая физическая сила, чтобы их писать».
В мамонтовском театре художник ознакомился со спецификой театральной живописи. Он много работал как художник-исполнитель и приобрел высокий профессионализм. Так, в 1885 году Коровин по эскизам В.М.Васнецова написал для «Снегурочки» «Берендеев посад», в декабре того же года - декорации к IV акту «Кармен» по эскизам И.С.Остроухова (декорацию I акта писал В.А.Симов). Многому научился он, оформляя в 1898 году «Хованщину» М.П.Мусоргского по эскизам большого знатока русской старины А.М.Васнецова (в работе принимал участие и С.В.Малютин). Не менее важной для Коровина была совместная работа с В.Д.Поленовым над классической оперой К.В.Глюка «Орфей» (1891). Последняя постановка требовала от коллектива театра особенно полного согласования музыки, артистического исполнения и оформления.
Первый (1885-й) год работы Коровина у Мамонтова уже был для него и хорошей школой, серьезным испытанием и своего рода победой. Мы уже упоминали о «Берендеевом посаде» в «Снегурочке», исполненном Коровиным по эскизам В.М.Васнецова, и самостоятельном оформлении им «Аиды» Дж. Верди. Отметим здесь, что мамонтовская опера завоевала право гражданства в большой мере в связи с успехом этой оперы. Осенью 1888 года пошли в декорациях Коровина оперы «Линда из Шамунп» Г.Доницетти и «Лакме» Л.Делиба, а к 22 декабря того же года художник закончил работу над декорациями ко II, III и IV актам «Кармен» Ж.Бизе по эскизам И.С.Остроухова.
Коровин прошел с мамонтовской оперой, в сущности, весь ее трудный путь, усеянный, как известно, не одними цветами. Ведь начинание Мамонтова долгое время расценивалось в прессе как прихоть богатого промышленника. «Русалка» (1885) -первый спектакль Русской частной оперы - дала, правда, полные сборы, но отношение к ней публики было очень прохладное, а декорации и костюмы даже подверглись осмеянию прессы. Еще хуже дело обстояло с «Фаустом» III.Гуно и «Виндзорскими проказницами» О.Николаи. В публике откровенно смеялись над Маргаритой, которая пела без традиционного белокурого парика, над Мефистофелем, появившемся в малинового цвета плюшевом колете и средневековой шляпе с алым пером.
Большой успех, наконец пришедший в мамонтовский театр с появлением в нем Ф.И.Шаляпина, был подготовлен и упрочен усилиями всей труппы. Коровин, через руки которого прошло значительное количество постановок, также принес частной опере немалую долю ее славы. Для самого же художника этот взрастивший его труд лег в основу дальнейшей работы - уже в императорских театрах.

Живопись Коровина. Глава 6

Осенью 1892 года Коровин снова едет во Францию. Он возлагает большие надежды на эту поездку. Почувствовав ее необходимость, художник даже бросает уже начатую совместную с Серовым работу над портретом Александра III с семьей.
Порой в Париже его съедала тоска но родине. В письме Л.М.Васнецову он делится своими впечатлениями о поездке в Версаль и трогательно добавляет: «В Версале мне понравились сады и парки, но что мне показалось так отрадно, так это то, что напоминает Россию, - трава и некоторые деревья». В том же письме художник умоляет своего приятеля приехать в Париж, «разбить» его одиночество. Не щадя красок, расписывает он прелести парижской жизни, где и мастерские недороги, и краски и материалы гораздо дешевле, чем в России, и языку можно учиться... лишь бы не быть одному в чужом городе. И все же художник задерживается во Франции на полтора года. Он начинает брать уроки французского языка, обзаводится своей мастерской, адрес которой в зависимости от обстоятельств ему приходилось часто менять, и начинает выставляться на парижских выставках.
Короткие известия друзей Коровина о его жизни в Париже и письма на родину его самого - это первые фактические, хотя уже несколько запоздалые документальные свидетельства о творческом горении художника, о его неудовлетворенности, сомнениях и жажде нового. «То восторги, то уныние, - сообщал В.Д.Поленов жене сведения, полученные из парижских писем Коровина художнику Д.А.Щербиновскому, с которым тот время от времени делился впечатлениями о поездке, - то он богач, то он нищий, то он работает в большой мастерской, то на чердаке». Через месяц тот же Щербиновский писал Е.Д.Поленовой, что Коровин с горячностью работает, но что многое сделанное его не удовлетворяет. «Душою болен, - пишет Щербиновский, - жалуется на свою живопись».
По приезде во Францию Коровин несколько растерялся. За живописью он проводил немного времени, больше смотрел, думал и учился.

следующая страница...



   »  интернет-трейдинг, forex forex уроки, обучение от Максимаркетс

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100