Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Как и раньше, он влюблено писал русские весны, брызжущие солнцем летние деньки, зимки. Какое ликование оживающей природы ощущается в звонко-голубом «Весеннем пейзаже» (1917, Государственный Русский музей) с бездонным небом, густыми беспокойными синими тенями и чистым, прозрачным, словно «звенящим» воздухом. А в страстно написанном пейзаже «Ранняя весна» (1921, собрание А.Н.Рамма) так и чувствуешь желанные запахи весенних дней.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Б.В.Иогансон всегда с восхищением говорил об удивительном умении своего учителя создавать гармоничный целостный колорит при абсолютной точности каждого введенного в холст нюанса. Вот и здесь точно взяты теплые тона на освещенной солнечными лучами рыжей коре сосен и серо-голубые рефлексы, которые бороздят слежавшиеся пласты последнего снега. «Я стараюсь быть точным, очень верным и очень цельно видеть». Как просты и верны эти несколько коротких слов, так хорошо запомнившиеся Иогансону. Поистине, они заключают в себе правду коровинской живописи!
Хороша и «Поздняя зима» (1911, собрание А.Э.Липницкой), взбудораженная начавшимся таянием снегов. Теплые тона здесь буквально пронизывают холст.
Все эти пейзажи исполнены с блестящим живописным мастерством, свободно и непринужденно. Виртуозно написана и «Лунная ночь. Зима» (1913, собрание Г.П.Белякова). Сюжетный мотив здесь обычен для зимних пейзажей Коровина. Изображен какой-то хуторок с разбросанными в густом лесу строениями и обязательная коровинско-серовская кудлатая лошадка в центре. Зимний вечер, очень тихий, как это бывает в морозную погоду. Недавно выпавший снег покрыл пушистой шапкой верх крыльца, и кажется, что если пройти по заснеженной тропинке, то под ногами снег будет звонко похрустывать. Лунный свет заливает все вокруг, он преображает природу, в его бледных лучах она становится сказочно прекрасной.
Этот пейзаж привлекает прежде всего яркой красотой образа. Как живописен, например, контраст холодного света луны, спорящего с теплом, струящимся из освещенного окна, и как обобщенно-широко и в то же время материально написаны деревянная стена дома, снег с ночными тенями на нем, тихий лес, сквозь оголенные черные сучья которого проглядывают молодые красавицы-елочки!
«Зима» 1913 года очень типична для живописи Коровина первых десятилетий XX века. В эти годы лучшие его картины были своеобразным «оркестром», их прелесть и богатство заключались в верно угаданных многообразных цветовых отношениях. Недаром Коровин любил говорить, что «сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи».
Для того чтобы достигнуть впечатления горящей лампы в окне, Коровин прописывает теплыми охрами всю стену и снег возле окна, хотя на самом деле они не входят в полосу освещенного лампой пространства. Кроме того, около окна он ставит едва различимую женскую фигурку в красной, глубокого тона шубке, и эти повторы родственных, все более насыщенных по тону теплых цветов в этом куске холста, повышая напряженность их звучания, еще более усиливают интенсивность света лампы. В этих же целях использует художник и контраст теплых тонов с холодным светом луны, взаимно усиливающий активность двойного освещения. Очень интересно достигнуто также почти иллюзорное впечатление лунного света. Весь пейзаж буквально «тонет» в густо-голубых сумерках. Желтоватый диск луны Коровин, как обычно в своих ночных пейзажах, окружает холодным зеленым сиянием и тем самым достигает впечатления холодного свечения луны. Немаловажную роль для создания большей его иллюзорности играют и холодные отблески лунного света, искусно распределенные по всему полю холста. Особенно точно они положены на карнизе дома справа, на крыше крыльца и на избах дальнего плана.
Мы уже говорили об умении Коровина строить пространство в картине. Здесь глубина особенно удачно выявлена стеной дома, стоящего под углом к плоскости холста, крыльцом, подчеркивающим второй пространственный план, силуэтом лошади, уходящими в глубь поляны деревьями. Пейзаж благодаря этому становится более «картинным», чем многие другие работы художника. Быть может, в какой-то мере в этом сказалось и влияние театрально-декорационной живописи Коровина; для оформления балетного или оперного спектакля было почти всегда обязательным условием зрительное увеличение сценической площадки.

Еще в 1899 году Коровин приобрел у С.И.Мамонтова довольно большой участок, расположенный в Переславском уезде Владимирской губернии. Это был живописный уголок, кругом расстилались прекрасные лесные массивы и прихотливо вилась изобилующая рыбой река Нерль. Для страстного рыболова и охотника, каким был Коровин, Охотино было сущим раем.
Из свежей ароматной сосны он построил себе на уютном пригорке дачу с просторной светлой мастерской, в огромное окно которой глядели широкие просторы поля. После суеты и шума городской жизни, больших работ в театре ему было всегда отрадно уехать в глушь, где стоял его дом.
Лучше всего, счастливее всего Коровин чувствовал себя в Охотине. Здесь любили бывать и все друзья и знакомые художника. Особенно часто и подолгу гостили В.А.Серов, С.А.Виноградов, неоднократно заезжал А.М.Горький, завсегдатаем был Ф.И.Шаляпин, вскоре обосновавшийся по соседству в Ратухинской пустоши. Всех приезжающих в Охотино пленяли чудесная природа и гостеприимство хозяина, поистине русского хлебосола.
Со складным брезентовым стульчиком, этюдником, ружьем или любимыми удочками, в сопровождении неизменного Феба - кофейно-пегого красавца пойнтера, обычно следовавшего за своим хозяином с большим складным фонтом в зубах, пропадал Коровин по целым дням в окрестностях Охотина и никогда не возвращался с пустыми руками. Он приходил домой, нагруженный трофеями охоты и рыбной ловли, и обязательно с одним, а то и несколькими этюдами. Начиная с 1910-х годов большинство пейзажей было создано художником именно здесь. Иногда Коровин со своими приятелями отправлялся на рыбную ловлю на несколько суток, часто останавливаясь ночевать на ближайшей мельнице у знакомого мельника. Тогда художник писал этюды не только днем, но и вечером, даже ночью. Нередко он работал при свете костра или фонаря «летучая мышь». Обычно сопровождавший его родственник А.Кабанов, который почти постоянно жил у Коровиных с 1910-х годов, прислуживал ему, доставал нужные тюбики с краской и выдавливал ее на палитру. Как вспоминает В.И.Фидлер, племянник Коровина, Кабанов же грунтовал художнику холсты.
Многие современники Коровина отмечали, что он писал очень легко, без подготовительного рисунка, прямо кистью, преимущественно прямо с натуры и предпочитал не возвращаться к уже написанному. Правда, дошедшие до нас подготовительные черновые рисунки или живописные этюды не только к ранним его картинам («Испанки», «Северная идиллия», «Сидящие горцы», 1889), но и к поздним (например, к «Пристани в Гурзуфе», 1914) свидетельствуют, что обычный для художника-реалиста процесс создания картины, основанный на предварительной этюдной работе, был знаком Коровину. Однако он редко (особенно в 1890-1900-х гг.) обращался к нему. Обычно коровинский творческий процесс создания живописного произведения начинался и кончался на одном и том же холсте.

следующая страница...


  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100