Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Как и раньше, он влюблено писал русские весны, брызжущие солнцем летние деньки, зимки. Какое ликование оживающей природы ощущается в звонко-голубом «Весеннем пейзаже» (1917, Государственный Русский музей) с бездонным небом, густыми беспокойными синими тенями и чистым, прозрачным, словно «звенящим» воздухом. А в страстно написанном пейзаже «Ранняя весна» (1921, собрание А.Н.Рамма) так и чувствуешь желанные запахи весенних дней.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Б.В.Иогансон всегда с восхищением говорил об удивительном умении своего учителя создавать гармоничный целостный колорит при абсолютной точности каждого введенного в холст нюанса. Вот и здесь точно взяты теплые тона на освещенной солнечными лучами рыжей коре сосен и серо-голубые рефлексы, которые бороздят слежавшиеся пласты последнего снега. «Я стараюсь быть точным, очень верным и очень цельно видеть». Как просты и верны эти несколько коротких слов, так хорошо запомнившиеся Иогансону. Поистине, они заключают в себе правду коровинской живописи!
Хороша и «Поздняя зима» (1911, собрание А.Э.Липницкой), взбудораженная начавшимся таянием снегов. Теплые тона здесь буквально пронизывают холст.
Все эти пейзажи исполнены с блестящим живописным мастерством, свободно и непринужденно. Виртуозно написана и «Лунная ночь. Зима» (1913, собрание Г.П.Белякова). Сюжетный мотив здесь обычен для зимних пейзажей Коровина. Изображен какой-то хуторок с разбросанными в густом лесу строениями и обязательная коровинско-серовская кудлатая лошадка в центре. Зимний вечер, очень тихий, как это бывает в морозную погоду. Недавно выпавший снег покрыл пушистой шапкой верх крыльца, и кажется, что если пройти по заснеженной тропинке, то под ногами снег будет звонко похрустывать. Лунный свет заливает все вокруг, он преображает природу, в его бледных лучах она становится сказочно прекрасной.
Этот пейзаж привлекает прежде всего яркой красотой образа. Как живописен, например, контраст холодного света луны, спорящего с теплом, струящимся из освещенного окна, и как обобщенно-широко и в то же время материально написаны деревянная стена дома, снег с ночными тенями на нем, тихий лес, сквозь оголенные черные сучья которого проглядывают молодые красавицы-елочки!
«Зима» 1913 года очень типична для живописи Коровина первых десятилетий XX века. В эти годы лучшие его картины были своеобразным «оркестром», их прелесть и богатство заключались в верно угаданных многообразных цветовых отношениях. Недаром Коровин любил говорить, что «сама красота зависит (и сила впечатления) от правды в живописи».
Для того чтобы достигнуть впечатления горящей лампы в окне, Коровин прописывает теплыми охрами всю стену и снег возле окна, хотя на самом деле они не входят в полосу освещенного лампой пространства. Кроме того, около окна он ставит едва различимую женскую фигурку в красной, глубокого тона шубке, и эти повторы родственных, все более насыщенных по тону теплых цветов в этом куске холста, повышая напряженность их звучания, еще более усиливают интенсивность света лампы. В этих же целях использует художник и контраст теплых тонов с холодным светом луны, взаимно усиливающий активность двойного освещения. Очень интересно достигнуто также почти иллюзорное впечатление лунного света. Весь пейзаж буквально «тонет» в густо-голубых сумерках. Желтоватый диск луны Коровин, как обычно в своих ночных пейзажах, окружает холодным зеленым сиянием и тем самым достигает впечатления холодного свечения луны. Немаловажную роль для создания большей его иллюзорности играют и холодные отблески лунного света, искусно распределенные по всему полю холста. Особенно точно они положены на карнизе дома справа, на крыше крыльца и на избах дальнего плана.
Мы уже говорили об умении Коровина строить пространство в картине. Здесь глубина особенно удачно выявлена стеной дома, стоящего под углом к плоскости холста, крыльцом, подчеркивающим второй пространственный план, силуэтом лошади, уходящими в глубь поляны деревьями. Пейзаж благодаря этому становится более «картинным», чем многие другие работы художника. Быть может, в какой-то мере в этом сказалось и влияние театрально-декорационной живописи Коровина; для оформления балетного или оперного спектакля было почти всегда обязательным условием зрительное увеличение сценической площадки.

Еще в 1899 году Коровин приобрел у С.И.Мамонтова довольно большой участок, расположенный в Переславском уезде Владимирской губернии. Это был живописный уголок, кругом расстилались прекрасные лесные массивы и прихотливо вилась изобилующая рыбой река Нерль. Для страстного рыболова и охотника, каким был Коровин, Охотино было сущим раем.
Из свежей ароматной сосны он построил себе на уютном пригорке дачу с просторной светлой мастерской, в огромное окно которой глядели широкие просторы поля. После суеты и шума городской жизни, больших работ в театре ему было всегда отрадно уехать в глушь, где стоял его дом.
Лучше всего, счастливее всего Коровин чувствовал себя в Охотине. Здесь любили бывать и все друзья и знакомые художника. Особенно часто и подолгу гостили В.А.Серов, С.А.Виноградов, неоднократно заезжал А.М.Горький, завсегдатаем был Ф.И.Шаляпин, вскоре обосновавшийся по соседству в Ратухинской пустоши. Всех приезжающих в Охотино пленяли чудесная природа и гостеприимство хозяина, поистине русского хлебосола.
Со складным брезентовым стульчиком, этюдником, ружьем или любимыми удочками, в сопровождении неизменного Феба - кофейно-пегого красавца пойнтера, обычно следовавшего за своим хозяином с большим складным фонтом в зубах, пропадал Коровин по целым дням в окрестностях Охотина и никогда не возвращался с пустыми руками. Он приходил домой, нагруженный трофеями охоты и рыбной ловли, и обязательно с одним, а то и несколькими этюдами. Начиная с 1910-х годов большинство пейзажей было создано художником именно здесь. Иногда Коровин со своими приятелями отправлялся на рыбную ловлю на несколько суток, часто останавливаясь ночевать на ближайшей мельнице у знакомого мельника. Тогда художник писал этюды не только днем, но и вечером, даже ночью. Нередко он работал при свете костра или фонаря «летучая мышь». Обычно сопровождавший его родственник А.Кабанов, который почти постоянно жил у Коровиных с 1910-х годов, прислуживал ему, доставал нужные тюбики с краской и выдавливал ее на палитру. Как вспоминает В.И.Фидлер, племянник Коровина, Кабанов же грунтовал художнику холсты.
Многие современники Коровина отмечали, что он писал очень легко, без подготовительного рисунка, прямо кистью, преимущественно прямо с натуры и предпочитал не возвращаться к уже написанному. Правда, дошедшие до нас подготовительные черновые рисунки или живописные этюды не только к ранним его картинам («Испанки», «Северная идиллия», «Сидящие горцы», 1889), но и к поздним (например, к «Пристани в Гурзуфе», 1914) свидетельствуют, что обычный для художника-реалиста процесс создания картины, основанный на предварительной этюдной работе, был знаком Коровину. Однако он редко (особенно в 1890-1900-х гг.) обращался к нему. Обычно коровинский творческий процесс создания живописного произведения начинался и кончался на одном и том же холсте.

следующая страница...



   » 

  "Господин Коровин всегда интересен - и в эскизах, и в более законченных работах. Его картины написаны иногда как-то небрежно, как
будто с высоты своего величия, но им всегда присуща какая-то особенная, непринужденная элегантность и красивость." (Н.Е.Кочетов)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100