Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Художник очень тонко вылепил словно светящееся лицо молодой женщины, великолепно передав нежную кожу, и оттенил голову более декоративно взятым живописным окружением. Весь портрет написан легко, свободно, как бы единым дыханием, и когда смотришь на него, то не замечаешь, что лицо хористки, с широким носом и выступающими передними зубами, некрасиво. Глаз не устает любоваться чистой, звучной, не загрязненной ни механическими смесями, ни соседствующими красками, живописью.
Каждый цвет здесь использован во многих градациях, например голубой платья хористки. Местами это чуть подсиненные белила, а порой он взят в глубоких васильково-синих оттенках. В большом диапазоне использованы также зеленый в пейзаже фона, где его звучание обостряется от инкрустаций фиолетового, и особенно рассыпанные по всему холсту многоликие охры. В шляпке они совсем светлые, в ткани у пояса золотистые, на воротнике в золото вплетены темные оттенки, темно-коричневыми охрами написаны волосы. Вряд ли можно найти здесь два одинаковых и по форме и по оттенку цвета мазка!


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


«Портрет хористки» был первой работой Коровина, колорит которой строился не только на тональном богатстве и многообразии рефлексов, но и на контрастных сочетаниях цвета. Повышая общий декоративный строй произведения, они обогащали и каждый его отдельный цвет. Действительно, холодные голубые тона приобретают здесь особую звучность оттого, что они окружены теплыми охрами, а, в свою очередь, хорошо слаженное сочетание голубого и охристо-желтоватого обогащается в сопоставлении с зеленым цветом фона.
Но «Хористка» осталась не признанной современниками. В те годы законченность произведения, и тем более ученического, даже в этюде с натуры обычно понималась как тщательная пластическая проработанность всех его элементов. Живописные поиски Коровина были расценены как самоцель, тем более что рисунок в ряде мест, особенно в торсе и руках, был действительно весьма неточен. «Коровин пишет и ищет что-то другое», - заметил И.Е.Репин, когда С.И.Мамонтов показал ему «Хористку», и добавил: «Это живопись для живописи только».
Появившись на ученической выставке, «Хористка» встретила столь резкую критику руководства училища, что даже Поленов посоветовал своему ученику снять с выставки этюд. «Я не был с этим согласен», - поясняет Коровин. Этюд снова был на выставке.
Итак, Коровин не был согласен с общим мнением, отвергнувшим его «Хористку». Для исследователей его искусства авторская надпись на обороте холста представляет большую ценность. Она говорит, что стремление художника раздвинуть рамки живописных средств, построить живопись на жизненно сложной взаимосвязи красок и тем определить поэзию природы становилось сознательным его творческим актом еще в ученические годы. Отметим, что в том же, 1883 году М.А.Врубель, а через два года В.А.Серов с такой же определенностью поставят подобную задачу - первый в акварельном этюде «Натурщица в обстановке ренессанса», где впервые в творчестве этого художника реализуются его поиски драгоценного богатства живописной формы, и второй в этюде «Волы», исполненном маслом.
И все же в раннем творчестве Коровина работы, подобные «Хористке», были исключением. В своих портретных этюдах художник был обычно более традиционен. Таковы, например, портреты живописца-пейзажиста
М.X.Аладжалова и цыганки Азиме. Первый можно было бы именовать колористическим этюдом, настолько много внимания художник уделяет нюансировке черного и серого в пледе, накинутом на плечи Аладжалова. Но оба портрета проработаны значительно более ровно, чем «Хористка», а в «Цыганке Азиме» современникам должен был импонировать и психологизм характеристики.
В свое время И.Е.Репин, работая над портретом негритянки (1875-1876), был поражен тонким и богатым духовным миром своей «экзотической» модели. До некоторой степени сходно рисовался образ цыганки и Коровину. Не черты внешнего национального своеобразия подчеркивает художник в ее портрете. Огромные печальные глаза Азиме, мерцающие на густо-смуглом лице, скорбный рот одухотворяют образ. Кисть художника лепит голову строго и точно, словно кисть старых мастеров. А как бы случайно брошенные мазочки темно-красного, изумрудно-зеленого и черного, расцвечивающие яркую одежду цыганки, вносят в портрет современную остроту звучания. Пожалуй, лишь серый фон, распространенный в русской портретной живописи 1870-1880-х годов, несколько мешает колористической целостности этой интересной работы.
В 1886 году Коровин создал одну из своих значительных картин-пейзажей- «Северную идиллию» (Государственная Третьяковская галерея), своеобразное подведение итогов первого, ученического периода творчества художника. Вместе с тем это зрелое произведение: в нем ясно выражено содержание, определено композиционное и живописное решение, завершен и точен рисунок.
Русский равнинный северный пейзаж, широкий луг, усеянный белыми ромашками, окаймлен молодой порослью леса, за которым вдали у горизонта виднеются крыши крестьянских изб. В центре луга празднично одетые крестьянские девушки слушают свирель пастушка, грустные звуки которой вызвали на их лицах облачко печали. Трое девушек, обнявшись, стоят и смотрят на полулежащего около них пастушка со свирелью, четвертая сидит возле него, облокотившись и задумчиво покусывая сорванную травинку.
До нас дошел эскиз (Государственный Русский музей), сделанный художником для правой части картины. Основная группа из трех девических фигур среди луговых цветов и гряда леса сзади были перенесены затем в основной холст почти без изменения. Картина, несомненно, уступает эскизу в звучности колорита, как часто бывает в творческой практике художников. Коровин потерял в ней первоначальную яркость и свежесть цвета, но она обладает строгостью законченного исполнения и более широким художественным строем.
Коровин хорошо продумал композицию «Северной идиллии». Он сумел подчинить все элементы картины основному поэтическому замыслу, главную роль в котором играет человек, его чувства, его настроение. Художник старательно выделяет всю центральную группу: тщательно выписывает каждую фигуру, акцентирует цветом, строя его, в отличие от многих зеленых тонов пейзажа, на спокойном, но более звучном аккорде киноварно-красного, белого, черного. Он помещает свои персонажи в центре холста и замыкает их пейзажем второго плана. Не случайно высота леска, находящегося позади стоящих девушек, доведена до их плеч, лица четко выделяются на фоне облачного неба.

следующая страница...


  "Господин Коровин всегда интересен - и в эскизах, и в более законченных работах. Его картины написаны иногда как-то небрежно, как
будто с высоты своего величия, но им всегда присуща какая-то особенная, непринужденная элегантность и красивость." (Н.Е.Кочетов)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100