"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Со второй половины 1930-х годов Коровин как художник театра почти прекращает работать. В 1934 году его имя вновь появляется на афише в Париже: по его эскизам был поставлен на французском языке в театре Виши «Золотой петушок». В антрактах зрители могли познакомиться с выставленными в фойе эскизами декораций.
В 1936 году еще раз оживляется творческая жизнь Коровина в театре. По заказу Литовского театра оперы и балета он исполняет эскизы декораций и костюмов к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (архив Литовского театра оперы и балета).
Еще хуже дело обстояло со станковым искусством художника. В последние десятилетия жизни его картины также мало кто покупал; повернутые к стене комнаты, служившей ему и мастерской, среди обычного ее беспорядка, холсты постепенно покрывались пылью. Настало время одиночества, тоски и никому ненужной старости. Но печальней всего было то, что Коровин стал терять свое замечательное мастерство. Он, удивлявший ранее своим высоким художественным вкусом, начал фабриковать всевозможную дешевку. В 1938 году художник написал по заказу газеты «Возрождение» одно из своих последних произведений - эскиз «В рождественскую ночь», где среди застывших снежных просторов красовалась в высокой короне и бусах сусальная Снегурочка.
В конце жизни Коровин почти не выезжал никуда далее Сен-Клу. Да и на улицу он выходил главным образом для того, чтобы вывести свою собаку Тоби.
К этому времени ряды эмигрантской художественной интеллигенции в Париже значительно поредели. Умерли С.П.Дягилев, Л.С.Бакст, Анна Павлова. Многие, поняв, что отъезд из России был ошибкой, вернулись обратно на родину. Круг одиночества постепенно смыкался вокруг Коровина.
В поисках заработка он обратился к литературной деятельности, стал печатать своеобразные рассказы-очерки. Коровин обладал и литературными способностями, он ведь был великолепным рассказчиком, но, конечно, его живописный дар был неизмеримо богаче, ярче, полнокровнее. Написанные живо, близким к разговорному языком, эти рассказы напоминают Коровина-живописца: как и в его станковых работах, отличительная их черта - особая коровинская непосредственность. Сильная сторона рассказов Коровина - пейзаж, где немногими словами воссоздается образ природы: «Как прекрасно весеннее небо утром. Разбросанные в голубом эфире светлыми перьями, весело стелются облака, спускаясь к розовой дали весеннего леса,
отражаясь в голубой воде разлива рек. Еще белеют в оврагах снега. В саду пожелтели осины, синие тени кладут ветви больших берез на обсохшую крышу сарая» (из рассказа «Сирень и шкаф»).
«Река Нерль, - писал Коровин в рассказе «Тайна», - текла узкая и быстрая, в красивых берегах, то около песчаной осыпи, покрытой хвойным лесом, то у самого леса, переходила в бочаги. И они лежали, как круглые, огромные зеркала, отражая берега и лес».
Многие из рассказов Коровина оживлены незамысловатой фабулой. Почти всегда они автобиографичны, хотя действительные факты из жизни художника часто перемежаются с вымышленными. В подавляющем большинстве своих повествований он вспоминал свою жизнь в России, детство, годы ученичества в Москве, учителей, друзей, работу в театре; и через все написанное им красной нитью проходит страстная тоска по родной земле.
Веселость и молодечество, о которых так часто писали эмигрантские друзья Коровина, были внешними и напускными. Несчастным человеком, бесконечно одиноким он прожил все последние годы своей жизни.
Коровин умер 11 сентября 1939 года. Мечта быть похороненным на родине не сбылась. Могилой его стала чужая земля парижского Бийанкурского кладбища.
Прошло уже тридцать лет после смерти Коровина. Время - лучший фактор проверки, что должно стереться жизнью и чему надлежит остаться в веках. Прошедшие годы дали возможность отстояться нашим чувствам по отношению к творчеству Константина Коровина.
Успех большой персональной выставки в честь столетия со дня рождения художника, организованной в Ленинграде в 1963 году, большая популярность коровинской темы в постсоветской печати, тот пиетет, которым окружено его имя в художественных кругах, - все это свидетельствует об одном: искусство Коровина современно и по сей день. Да и могло ли быть иначе? Самобытное, глубоко эмоциональное, проникнутое чувством горячей любви к родной природе, «солнечно-свежее», оно дорого советским людям.
Как у подлинно талантливого художника, в искусстве Коровина все было естественно: и хлещущий через край живописный темперамент, выражающий его широкую русскую душу, и подкупающая теплота его произведений, столь органично проявлявшаяся в знаменитых коровинских теплых красочных гаммах, и даже камерная интимность станковых полотен, раскрывавшая метод познания природы художником. Отсюда удивительная правдивость и искренность его искусства.
Все то, что искал и создавал Коровин, не носило характера какого-либо подражания, не было просто данью моде. Весь его творческий путь -будь то станковая живопись или работы для театра - были выражением значительных художественных интересов времени. Он открывал новое в искусстве и тем самым обогащал его. И именно это, в первую очередь, обеспечивает творчеству Коровина долголетие.
первая страница...
|