Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Для того чтобы не отвлекать внимание зрителя от центральной группы, Коровин обобщенно пишет молодую поросль леса, умело конкретизируя при этом в общей зеленой массе отдельные деревца. Нетрудно заметить также, что силуэт группы девушек и пастушка, очень спокойный и плавный, в несколько измененном виде повторяется в пейзаже, что придает всей картине органичность и целостность.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Если сюжет «Северной идиллии» нельзя назвать типичным для станкового творчества Коровина, который обычно предпочитал более конкретные темы из окружающей жизни, то все же выбор этого сюжета отнюдь не случаен. Он находится в непосредственной связи с все растущим интересом передовых деятелей русской культуры 1880-х годов к народной поэзии. Сюжет «Северной идиллии» - песня пастушка Леля - несомненно навеян «Снегурочкой» Н.А.Римского-Корсакова, ставившейся в эти годы в Русской частной опере. Отсюда и декоративный оттенок в цвете костюмов, и сама композиция, в какой-то мере напоминающая открытую сценическую площадку с актерами на ней.
Обращение Коровина к мотивам русской народной поэзии, всегда связывавшейся в представлении художника с русской крестьянской природой (не случайно он вводит, как в пейзаже «Мостик», крыши простых деревенских изб за лесом), роднит «Северную идиллию» со многими произведениями А.Н.Островского, Н.А.Римского-Корсакова, В.М.Васнецова.
Художник Н.В.Досекин, современник Коровина, в' свое время верно отмечал: «Здесь мы чувствуем веяние той русской поэзии, которая делает для нас ценными наши народные сказки, «Снегурочку» Островского и некоторые другие произведения русской литературы». Но, как всегда у Коровина, основанием в процессе создания «Северной идиллии» была натурная работа. Из жизни был взят и сюжетный мотив, и этот ковер из ромашек, и тяжеловатый цвет предпокосной травы, и расцветка, и покрой национальных костюмов девушек. Е.В.Поленова вспоминает, что так одевались белолицые монанки - уроженки Тульской губернии. С их подлинными одеждами хорошо был знаком Коровин. Они были принадлежностью хора «Снегурочки» в мамонтовской опере.
В том же, 1886 году Коровиным был написан большой заказной портрет - княгини С.Н.Голицыной (Государственная Третьяковская галерея).
Портрет Голицыной, с ее розовым аристократически выхоленным, «официально» доброжелательным лицом, получился у художника холоднее, чем многие другие его портреты. Но ему лишь в известной мере, да и то только в ранние годы, было свойственно различное отношение к портретам: к заказным - более холодным, к портретам «для себя» - более теплым, интимным; это различие нередко встречается у русских мастеров начиная еще с XVIII века.
Коровин не был портретистом-психологом и никогда не наделял портретируемых лиц глубокой или беспощадно меткой социальной характеристикой. Частицей человеческой теплоты наделены все его модели, в том числе Голицына. Он как-то одинаково благожелательно, а следовательно, пассивно относился к людям, которых писал.
Портрет Голицыной выдержан в обычной для коровинских произведений 1880-х годов серо-серебристой гамме. Отдельные куски холста изысканно красивы. Легкие мазки, которыми местами «выткано» платье, переливается словно перламутр. И все же живописная целостность здесь отсутствует. В сущности, в холсте компромиссно сосуществуют две живописные манеры. Лицо княгини выписано настолько тщательно, что почти не видно следов кисти. В некоторых же деталях фона и частично в платье, очевидно, стремясь преодолеть заглаженность письма, художник, по сути дела, удовольствовался цветовым эскизом.
Вряд ли можно назвать удачной и попытку Коровина добиться живой, непосредственной композиции портрета. Ведь протянутая к зеленому цветку слева рука Голицыной не совсем увязана с ее спокойной позой.

Живопись Коровина. Глава 2

Лето 1888 года Коровин проводит, как и обычно в то время, на подмосковной даче Поленовых в Жуковке. Дом его учителя был многолюден; кроме хозяев, там жили Е.Д.Поленова, М.В.Якунчикова, часто бывали И.С.Остроухов, В.А.Серов, М.В.Нестеров и многие другие. Н.В.Поленова, дочь художника, рассказывает о необычайно дружной атмосфере, царившей тогда у них в доме. Каждый новый человек, приезжавший в Жуковку, становился как бы членом семьи, и его сразу включали в текущие дела хозяйства, которое велось сообща. Все вместе ходили на этюды, вечером читали вслух, спорили, музицировали.
Никогда еще Коровин не создавал в одно лето столько интересных и оригинальных произведений - «За чайным столом», «Настурции», «Дорога в Жуковке», «Аллея в Жуковке», «В лодке», «Березовая роща».
«За чайным столом», или, как она еще называется, «Чаепитие» (Музей-усадьба В.Д.Поленова) - наиболее капитальная работа Коровина этого плодотворного летнего сезона... Теплое солнечное утро. Открытая терраса с висячими цветными фонариками окружена веселой, чуть расцвеченной золотом зеленью сада. За столом, накрытым ослепительно белой скатертью, за утренним завтраком расположилась группа «жуковцев».
Как и в других жанровых картинах Коровина, здесь нет развернутого действия, нет сюжетной завязки. Границы между портретом и бытовым жанром в картине малоощутимы. И хотя она и была отнесена современниками к разряду бытового жанра, ее можно было бы рассматривать и как групповой портрет в пленере.
Коровин здесь тоньше и точнее, чем во многих портретах, характеризует присутствующих. Спокойная сосредоточенность Н.В.Поленовой хорошо обнаруживает мягкую уравновешенность ее характера. Особенно привлекателен облик М.В.Якунчиковой. Изящное женственное лицо обрамленное тонкими, словно паутинки, волосами, по-детски тоненькая шея - весь ее облик нежен и поэтичен. Непорочно-белый с прозрачными серо-голубыми тенями цвет блузки и его сочетание с глубоким темно-синим тоном юбки придают девушке какую-то особенную свежесть и духовную чистоту.
Тонкости цветовых градаций в картине сопутствует точность в передаче пластической формы. Весь холст, начиная от лиц, одежды и кончая любой иной деталью, тщательно пройден художником. Все безукоризненно нарисовано, рассчитан каждый мазок. А как великолепно написан натюрморт! Как материальны здесь блестящая желтая медь самовара, тяжелое серебро подстаканников, хрупкий дорогой фарфор, прозрачное стекло стройных кувшинов, густое желтоватое молоко, сочная алая земляника!

следующая страница...


  "К сожалению, трудно найти человека менее усидчивого и положительного, нежели Коровин. Его создания бесчисленны.
С истинно гениальной быстротой и виртуозностью производит он один эскиз за другим, его изобретательность
прямо неисчерпаема, но трудно найти среди его вещей что-либо, проработанное до конца." (А.Н.Бенуа)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100