Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

В V акте действие происходит в глухом лесу, в котором раскольники укрывались от петровских войск. Естественно, как в жизни, расположились деревья глухого леса, в глубине которого приютился небольшой деревянный скит. Тревожно. Густые тени от высоких сосен, словно живые, ползут по призрачно блестящей в лунном свете земле. Природа взволнована таинственностью необычайного. Ведь здесь трагически завершается драма Марфы и Андрея Хованского. Эмоциональная насыщенность коровинского пейзажа еще более сгущала трагедийность финала оперы.
Итак, образный строй живописи «Хованщины» в полной мере отображал строй музыкальный. Оформление каждого действия было своеобразно и несло в себе иную эмоционально образную нагрузку, то есть декорационный образ, воплощая музыкальный, строился в постоянном развитии, определенном драматургическом замысле. Каждая декорация имела свои акценты, свой внутренний смысл и настроение. Все это и определило многообразие и глубину коровинского оформления. Если 1-я картина «Хованщины», создающая настрой для всей оперы, выдержана в романтическом тоне, то «хоровой» «Стрелецкой слободе» свойственна большая историческая конкретность.

Поистине психологической проникновенностью отличаются декорации к «Кабинету Голицына», что было необходимо для полноты характеристики главного героя. Наконец, как нельзя лучше соответствовала непосредственно живая, «чувствовавшая настроение человека» природа в декорациях пятого, наиболее драматического акта. «Хованщина» Коровина была именно «Хованщиной» Мусоргского - могучая, монументальная, величественная и глубоко жизненная. Постановка этой оперы стала праздником русского искусства.

Коровин в театре. Глава четвертая


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


В настоящее время можно судить об искусстве Коровина главным образом по его станковым произведениям. Театральные декорации художника в большинстве своем сейчас уже утрачены. Москва не имеет их вовсе. Несколько коровинских спектаклей еще сохранилось в Ленинграде. В Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М.Кирова идут два из них - «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, балет Л.Ф.Минкуса «Дон-Кихот». Но большая часть коровинских работ находится в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета.
Вообще сцена этого театра является сейчас своеобразным действующим музеем русского театрально-декорационного искусства. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста» идет здесь в оформлении Б.М.Кустодиева, «Севильский цирюльник» Д.Россини в декорациях А.Я.Головина. Балет И.Ф.Стравинского «Петрушка» возобновлен театром по эскизам А.Н.Бенуа. Наконец, четыре оперы, идущие здесь сейчас, связаны с именем Коровина. Это «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.А.Римского-Корса-кова, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Разумеется, далеко не все декорации сохранились в равной мере. Очень обветшало оформление неоднократно обновляемой «Чио-Чио-Сан», в лучшем состоянии дошла до нас «Богема», и очень хорошо выглядит «Снегурочка». Исследователь коровинского театрально-декорационного искусства имеет редкую и счастливую возможность судить о нем не только по эскизам и фотографиям, но и по завершенному сценическому воплощению замысла художника. Именно поэтому анализу «Снегурочки» - лучшей из четырех коровинских работ, хранящихся в этом театре, - выделено особое место.
Нас отделяет от времени создания Островским «Снегурочки» около девяти десятков лет. За это время чудесная весенняя сказка прошла большой и сложный путь по сцене как драматических, так и музыкальных театров. Переложенная на музыку Римским-Корсаковым в годы расцвета русского реалистического искусства, «Снегурочка» стала подлинным его украшением, одной из лучших поэтических национальных опер.
В течение всех последующих лет опера постоянно привлекала к себе самых разнообразных мастеров русской и советской живописи. Интерес к «Снегурочке» особенно возрос в начале XX века, в годы интенсивного развития русского театрально-декорационного искусства. Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, Ф.Ф.Федоровский, Д.С.Стеллецкий, К.Л.Коровин. А.И.Маторин участвовали тогда в работе над оформлением оперы.
В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении «Снегурочки», которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С.Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к «Снегурочке» Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким Теляковский отступился от него и в 1911 году передал заказ К.А.Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре. В.А.Лосский стал ее режиссером. К сожалению, в редакции 1911 года спектакль до нас не дошел. Весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И.Головым и Н.А.Клодтом приступил к возобновлению оформления «Снегурочки». Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра. В 1926 году они были переданы в Малый оперный театр.

Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой.
Любящий в своей станковой живописи пастозную палитру, Коровин допускал в театральных работах лишь тонкослойное письмо, всегда проявляя особенную заботу об эластичности декорационных холстов. Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно и совершенное знание художником технологии живописи.
В годы исполнения «Снегурочки» декорации к коровинским постановкам уже обычно писались художниками его мастерской. Имена Г.И.Голова и Н.А.Клодта как художников-исполнителей значились в свое время и на афишах «Снегурочки». Думается, однако, что многие блестяще исполненные куски декораций, например палаты Мураша в I акте, задники в заповедном лесу и финальном акте, были написаны если не самим Коровиным, то с большой его помощью.

следующая страница...



   » 

  "Нужно работать тоньше мотив и самую правду брать верней и доконченней цель и задачу.
Нужно отходить от себя и быть глядя на вещь посторонним." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100