Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Живопись Коровина. Глава 5

Во второй половине 1880-х годов у Коровина устанавливаются тесные дружественные отношения с С.И.Мамонтовым. Получивший известность в России как знаток и любитель искусства, организатор и руководитель Московской частной русской оперы, имевшей большое значение в развитии русского реалистического театра, Савва Иванович Мамонтов своей разносторонней художественной и меценатской деятельностью принес несомненную пользу русскому искусству. И братья Васнецовы, и В.Д.Поленов, и И.Е.Репин, и В.А.Серов, и М.А.Врубель, и Константин Коровин - все в какой-то степени были обязаны Мамонтову и всегда с теплым чувством вспоминали о нем. «Самая характерная черта его как человека - это способность возбуждать и создавать вокруг себя творческий энтузиазм: работая с ним, немудрено взвиться и повыше облака ходячего», - говорил В.М.Васнецов.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


В гостеприимных домах Мамонтова - зимой в Москве на Спасской-Садовой, летом в усадьбе Абрамцево - все было связано с искусством: и люди, и обстановка. Знаменитая тогда статуя «Христос перед народом» М.М.Антокольского украшала большой кабинет московского особняка Мамонтова. Там же висела картина В.М.Васнецова «Ковер-самолет». Постоянными гостями были Репин, Серов, Остроухов, Поленовы, Врубель, Антокольский, Васнецовы, Якунчикова, Нестеров и многие другие.
Коровин впервые появился у Мамонтовых зимой 1884/85 года, когда, рекомендованный В.Д.Поленовым, он начал работать декоратором в Русской частной опере и очень скоро стал завсегдатаем особняка на Спасской-Садовой. Мамонтов по-отечески тепло относился к Коровину. Он часто брал его в свои деловые поездки и путешествия, как Поленов, наблюдал за ним, систематически тормошил его, заставляя как можно больше работать. Однако Поленов и Мамонтов ждали различных результатов от таланта Коровина.
Поленов хотел видеть в своем любимом ученике серьезного художника-станковиста, хотел, чтобы Коровин работал над большими тематическими картинами. Поэтому он всячески стремился отвлечь своего любимца от декорационной работы у Мамонтова, как только заметил, что она уводит Коровина от главной цели. В 1891 году Н.В.Поленова писала мужу: «Сегодня был у меня опять Костенька Все продолжает еще обещать и хочет писать картину «Первая любовь», крылечко, воробушки и т.п. Я люблю, когда он в таком настроении, только бы Савва Иванович его не увлек, а уже начал за ним ухаживать».
Мамонтов угадал в Коровине блестящего декоратора и тоже в этом не ошибался. Театрально-декорационная работа Коровина в Русской частной опере, а затем в императорских театрах дала русскому искусству первоклассные произведения и способствовала расцвету отечественной театрально-декорационной живописи, но, как и ожидал Поленов, она в конце концов, в какой-то мере отрицательно повлияла па развитие Коровина-станковиста.
Театрально-декорационное искусство России переживало в те годы тяжелое время. Во второй половине XIX века оно все еще держалось академических традиций. Достижения ведущих художников-декораторов М.И.Бочарова, М.А.Шишкова и других в сравнении с реалистическими завоеваниями живописи передвижников были весьма относительными даже в 1870-е годы, в пору наибольшей творческой активности этих театральных мастеров. С 1880-х годов их искусство стало все заметное засасываться академической рутиной.
Дело обновления театрально-декорационной живописи взяли в свои руки В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, их ученики и последователи: К.А.Коровин, В.А.Серов, В.А.Симов, М.А.Врубель, И.И.Левитан, И.С.Остроухов. В оформлении домашних спектаклей С.И.Мамонтова были заложены основы реалистического театрально-декорационного искусства, которые получили свое дальнейшее развитие в Русской частной опере.
Главной задачей этого театра была патриотическая пропаганда отечественной музыки. Здесь получили свое осуществление выдающиеся оперы русских композиторов, в том числе и те, в постановке которых отказывали императорские театры. Здесь была продолжена также прогрессивная работа, начатая еще участниками Мамонтовского художественного кружка над спектаклем как единым художественным ансамблем, в котором, по словам В.Д.Поленова, «соединяются все искусства и в дружеском союзе поддерживают, помогают и дополняют друг друга».
Огромную роль в творческом формировании Коровина-декоратора сыграли В.М.Васнецов и В.Д.Поленов. Их традиции служили для него основным фундаментом на протяжении всего творческого пути как художника сцены. Деятельность Коровина в императорских театрах, в сущности, была развитием и совершенствованием тех творческих установок, которые он приобрел, работая в Русской частной опере.
Из всех русских театральных живописцев Коровин наиболее последовательно продолжил линию Васнецова, столь ясно определенную последним в оформлении оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» - этом откровении театрально-декорационного искусства. В «Снегурочке» отразились все лучшие стороны деятельности абрамцевского кружка художников и, главным образом, стремление к широкому использованию традиций русского народного искусства. И впоследствии, оформляя эту оперу в императорских театрах, Коровин сохранил присущую васнецовской «Снегурочке» поэзию, простоту, правдивость и основанную на традициях народного творчества яркую красочность.
Коровин широко развил и поленовские достижения. Вслед за любимым учителем он основывался в своем театральном искусстве на современных приемах натурной станковой живописи. Характерно, что в основу одной из первых коровинских работ в Русской частной опере - оформление «Аиды» Дж. Верди - были положены египетские этюды Поленова и привезенные им из Египта фотографии. Стремление Коровина к жизненности стало его творческим кредо с самого начала работы в театре. «Колонны и тени - от них, - вспоминал художник, как он трудился над декорациями к «Аиде», - я старался так написать, что, казалось, лежащие на полу, они имеют живые провалы. Как только на колоннах помещал фигуры фараонов, выходило сухо, и все время их приходилось покрывать сверху светом. Это было трудно. Тон воздуха и солнца на них не выходил, и я страдал: видел то, да не то, потом я их сделал контрастами теряющихся пятен и не полным рисунком, а остро, кой-где выступающими». Влияние на формирование Коровина-декоратора не ограничивалось, однако, только Васнецовым и Поленовым, оно было значительно шире. Можно сказать, что в нем принимал участие весь абрамцевский коллектив.
Коровин участвовал в домашних спектаклях Мамонтова. Вместе с М.Врубелем работал в абрамцевской гончарной мастерской и со своими друзьями увлеченно собирал коллекцию предметов народного искусства, оригинальных русских старинных костюмов, головных уборов, предметов крестьянского обихода. Этой коллекцией, кстати, широко пользовались для оформления не только домашних спектаклей художественного кружка, но и для постановок Русской частной оперы.

следующая страница...


  "Чувствовать красоту краски, света - вот в чем художество выражается немного, но правдиво. Верно брать, наслаждаться свободно...
Тона, тона правдивей и трезвей - они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я не чувствую...
Творчество в смысле импрессионизма - нужно так брать предмет, чтобы удобно его видеть." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100