"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Воспитанный на демократических воззрениях передвижников, он тем не менее отнюдь не обладал столь же высокой принципиальностью в своих социальных и политических суждениях, которыми, скажем, отличался его друг Серов. В грозовые годы первой русской революции Коровин оставался в демократическом лагере. Он даже хотел покинуть казенную сцену, заявив, что «невозможно ходить в контору [императорских театров], которая сделалась совершенно полицейским участком». «Золотой петушок» готовился к постановке спустя два года после поражения революции 1905-1907 годов, когда правительственная реакция свирепствовала вовсю. И Коровин поддался общей в театре нервозной обстановке. Будучи мнительным до болезненности, он жил буквально «как в лихорадке», уговаривал Теляковского отказаться от спектакля, сетовал на композитора, обвиняя его в грубости тенденции и карикатуре. Он заявил тогда, что смысл его работы в том, чтобы «красотой убить грубую тенденцию».
Таковы слова художника. В какой же мере они совпадают с его творческой практикой?
Живописный занавес и оформление I акта оперы уже дают основание для нахождения ответа.
Роскошный занавес был специально сделан для спектакля. Все его обширное поле, включая действовавшие ив1ивШ актах одинаковые портальные сукна и падугу, было выложено прямоугольной формы раздельными мазками. Они напоминали мерцавшие в тонких оттенках смальты мозаики. В центре этого живописного фона вырисовывались две огромные декоративные вазы с цветами и фруктами. Таким образом, в занавесе действительно снималась та ироническая интонация, которая была вложена либреттистом Римского-Корсакова В.Вельским в предпосланную либретто реплику: «Еще до открытия занавеса чувствуется нечто важное и торжественное».
Особенным декоративным размахом отличалось оформление I акта - «Дворцовая палата Дадона», оно было своеобразным камертоном всей изобразительной партитуры спектакля и наиболее удачной ее частью. Это поистине сказочно богатая думная палата с роскошным троном и сидениями для бояр. Ее потолок, опиравшийся на огромную балку-матицу, покоился на разузоренных столбах-колоннах, увенчанных диковинными капителями в виде опрокинутых усеченных пирамид. На своеобразном широком и наклонном антаблементе красовались роскошные гирлянды цветов - желтых, голубых и красных. В глубине - открытая аркада, в широких проемах которой виднеется далекий город, утопающий в розово-вишневых садиках.
Как будто здесь безраздельно господствует вымысел. Не случайно один из рецензентов отмечал: «Декорация палат Дадона - не только блестящее воплощение сказочной фантазии художника, но и новое вещее слово в области русского зодчества». И все-таки эта выдумка имеет свою национальную основу. Сыграло свою роль воспроизведение и исконного материала Древней Руси - дерева, и балки потолка - принадлежности каждой древнерусской избы, и узора, схожего с древнеславянскими солнцами. Очень удачно также вплетен в портал орнамент, состоящий из треугольных полотенец-ветрениц, широко распространенных в народном зодчестве.
Да, действительно, в декорациях к «Золотому петушку» полностью опущена сатирическая направленность оперы. На это сетовал еще современник художника прогрессивный критик Н.Д.Кашкин, усомнившийся в целесообразности этой россыпи красоты, противоречащей «убогому царству Дадона». Но значит ли это, что оформление Коровиным «Петушка» есть выражение «пристрастия к отвлеченной декоративной красоте образа», как полагает Д.Коган в своей книге о Коровине?
«Золотой петушок» - одна из самых сложных опер Н.А.Римского-Корсакова. В ней сочетаются острая сатира, даже гротеск, несомненно навеянные событиями прошедшей революции, и утонченность, изысканность, пряность мира фантастики, реалистическая ясная языковая основа и импрессионистическая ажурность оркестровки. Как говорил Б.Асафьев партитура оперы - «красивейшая из красивых. Она прекрасна».
Отметим, что почти одновременно с постановкой «Золотого петушка» в Большом театре эта опера была поставлена на сцене театра С.И.Зимина в декорациях И.Я.Билибина. Несомненно, что сами по себе декорации этого художника были исполнены интересно. Более того, положив в их основу лубочный примитив, Билибин создал действенную среду для развертывания как раз обличительного содержания онеры. Но соответствия ее музыкальному строю в них все же не было.
Большой удачей Коровина в оформлении «Золотого петушка» был найденный им верный стилистический ключ, делающий живопись созвучной музыке. Оформление оперы построено на основе ее сказочной, фантастической стороны, которая, кстати, в «Петушке» более ощутима, чем в какой-либо другой опере Римского-Корсакова. Именно поэтому, несмотря на отсутствие сатирического содержания в изобразительной партии, спектакль имел законченность слаженного с музыкой художественного образа. Для блещущего необычайным богатством утонченного оркестрового звучания оперы декорации Коровина были чудесным сопровождением. Они поражали живописным великолепием, легкостью, изяществом, чувством сказочности и национальным колоритом.
Кстати, эта национальная основа (она также наиболее наглядна в занавесе и декорациях I акта) конкретизирует тот адрес, в который была обращена сатира композитора, и тем самым заостряет ее. Больше того, совершенно стихийно художник в какой-то мере отобразил и памфлетность оперы, перенеся сатирическую нагрузку на костюмы, ведь недаром в приступе малодушия он пытался заменить их нерусскими. Во всяком случае, характеристики, созданные Коровиным в эскизах костюмов, совпадают с теми, какими наделил героев оперы Вельский и сам композитор, хотя у последних они, конечно, значительно острее. В групповом эскизе костюмов Дадона со свитой и подносящим ему петушка Звездочетом - разъевшийся тучный царь явно тупоумен, сыновья его глупы, а Звездочет приторно угодлив. В связи с этим вспоминаются слова Коровина, приведенные Н.И.Комаровской в ее книге: «Неожиданно мне пришел на память «морской петух», попавший в сети рыбаков в Балаклаве.
Оранжевый, весь в золотом оперении, какой-то нелепо напыщенный и горделивый, он неожиданно явился для меня прообразом царя Дадона».
Как это часто бывает в творческой практике художников, Коровин в оформлении «Золотого петушка» создал значительно более реалистический образ спектакля, чем тот, к которому он стремился, так сказать, умозрительно.
следующая страница...
|