Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Начиная с 1889 года, когда с «Испанками» Коровин впервые выступил в Товариществе передвижных художественных выставок, он регулярно выставляется там как экспонент. В 1891 году он посылает в жюри XIX выставки Товарищества свой большой только что оконченный холст «Девушка осенью» - портрет в пленере (Горьковский государственный художественный музей).


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Печальная девушка у одинокой деревянной скамьи, в пустом парке, засыпанном опадающими листьями, среди осенней природы. В руке - вянущий стебелек. В искусстве конца XIX века можно часто встретить подобную тему. Вспомним печальный «Осенний день. Сокольники» Левитана, одиноких девушек Нестерова на фоне блещущей печальной красой осенней природы. Но «Девушку осенью» Коровина связывает с этими картинами главным образом лишь сходный мотив. Коровинской природе несвойственна грусть. И здесь она также мало ощущается. Деревья еще не успели потерять свой последний убор, еще ласково скользят лучи солнца в просветах еще густой листвы. Да и светлое, нарядное, красиво написанное платье оживляет картину. (Вспомним темные траурные тона в работах Нестерова, вносящие в них трагическое начало.) Но не только в этом особенность коровинской картины. Для него подобный выбор темы был своеобразным творческим компромиссом. Очевидно, не без влияния своих друзей, и в первую очередь Поленовых, художник пытался «одолеть» картину тематического плана. И все же она оказалась ближе к большому натурному этюду, чем к тематической картине. При всей живописной ценности «Девушки осенью», а в этом Коровину никто не отказывал, ее литературный сюжет не был выражен достаточно полно. В непосредственности же живого, быстрого мазка некоторые усматривали этюдную незавершенность, неряшливость художника.
И снова, как в дни «Испанок», в Москве с волнением следили за судьбой картины. К радости москвичей, «Девушка осенью» прошла на жюри Товарищества передвижных художественных выставок снова с успехом. Она была принята четырнадцатью членами жюри из шестнадцати присутствующих. «Костю передвижники вдруг ужасно полюбили», - сообщал жене В.Д.Поленов из Петербурга. В одном из писем он указывал, что Н.Н.Ге больше всех понял и оценил Коровина. Особенно понравилась ему голова.
Необычайно ценно единственное дошедшее до нас высказывание о Коровине В.И.Сурикова - одного из самых строгих ценителей искусства. «Сурикову очень понравилась живопись головы, пейзажа; он слово в слово сказал то же, что и вы», - писал Коровин Поленову в Петербург. Но еще полнее вскрывает отношение передвижников к искусству Коровина тех лет оценка И.Е.Репина. «Сегодня я обедал у Репина, - писал Поленов жене. - Он только что вернулся с нашей выставки и ужасно хвалил ее. Особенно ему нравится Касаткин, по живописи - Костя Коровин. Он говорит, что чудесный прием, чисто испанец старинный, только строже надо рисовать и вообще учиться - талант огромный». П.М.Третьяков, видевший картину еще в мастерской художника, правильно предсказал ее судьбу в Товариществе. «Перед отправкой «Девушки» в Петербург, - писал Коровин Поленову, - у меня в мастерской был Павел Михайлович, ему, кажется, больше понравились мои этюды, чем портреты. Про картину сказал, что она имеет живописный интерес, но что на выставке из-за нее может быть вопрос».
И вопрос об искусстве Коровина в Товариществе действительно возник. Несмотря на общее признание талантливости художника и даже на то, что «Девушка осенью» прошла на жюри большинством голосов, несмотря на то, что в этот год в Товарищество влилась большая группа молодежи - И.И.Левитан, А.Е.Архипов, И.С.Остроухов, Н.А.Касаткин, С.И.Светославский, А.С.Степанов и другие, Коровин снова не был принят в члены Товарищества. А ведь многие из них уже тогда учились искусству живописи именно у Коровина.
Причиной особенной настороженности передвижников по отношению к Коровину являлся, конечно, не только характер исполнения «Девушки осенью», хотя и последняя казалась многим из них, как писал Поленов, «только талантливыми намеками». Опасения передвижников подогревались и некоторыми другими работами Коровина, особенно теми, которые выставлялись им на этюдных выставках, организованных в конце 1880-х годов Московским обществом любителей художеств. «Все его этюды, - насмешливо и возмущенно писал Сергей Глаголь в рецензии на вторую этюдную выставку, - словно сделаны наспех, и на одних как будто бы только проложен тон для того, чтобы потом прописать на нем подробности, а другие представляют такой хаос небрежных мазков, что весь этюд похож будто бы его уронили лицом на пол и, оторвавши от пола, прилепили на стену».
Конечно, утверждение Глаголя излишне категорично и временно. Но оно все же в некоторой степени отражает наметившийся ко второй половине 1880-х годов разлад старших передвижников с молодежью. Вспомним, что Серов, написав в 1887 году «Девочку с персиками», опасался упреков в недоведенности, претенциозности и т.д. и т.д. Что же касается Коровина, то причины недовольства его учителей и старших товарищей стали обозначаться к рубежу 1880-х и 1890-х годов все более явственно. Для художника это было трудное время начавшегося творческого перелома. Его новые поиски и сомнения отражались в его этюдах. Он писал их много, пожалуй, как никогда разнообразно, что, кстати, часто затрудняет их датировку. Пленерный, легкий, романтический этюд «Порт в Марселе» (1889, Государственная Третьяковская галерея); написанный темпераментно и широко, бороздящей холст кистью, взволнованный «Вечер» (1886, частное собрание, Москва); очаровывающий глубиной тепло-коричневого тона этюд «Покупка кинжала» (1889, Государственная Третьяковская галерея) - все они заметно отличаются от более ранних работ художника. Разница эта обнаруживается особенно явственно при сравнении уже упоминавшегося «Мостика» и «Пейзажа с мостом» (конец 1880-х гг., Государственная Третьяковская галерея), в которых идентичны и сюжетный мотив и некоторые детали (даже придорожный столбик тот же). В обоих пейзажах Коровин стремится запечатлеть образ простой сельской природы средней полосы России. Но если первый пейзаж хочется «прочитывать», в нем содержится детальное повествование обо всем, что изображается, то второй, написанный более обобщенно и темпераментно, как бы единым дыханием, притягивает приподнятостью целостного живописного образа.
В цикле пейзажей 1890-х годов Коровин продолжает поиски картин, «которые близки сердцу, на, которые отзывается душа». Он стремится, чтобы каждый мазок активно передавал чувства художника, их динамику. Ведь даже в «Мальвах в Саратовской губернии» живописный покров холста был еще спокоен. Теперь сделана решительная попытка преодолеть статичность живописи. И все же оставалась определенная компромиссность. В картине молодого Левитана «Осенний день. Сокольники» осенняя печаль была персонифицирована в фигурке молодой женщины в темных одеждах, бредущей по опустевшим аллеям осеннего парка. Коровин, как, впрочем, в дальнейшем и Левитан, передает настроение человека собственно пейзажем, но в поисках выразительности образа он еще отталкивается от сюжетного мотива. Не случайно во всех трех пейзажах присутствуют элементы романтики, например бурно клубящиеся облака. И Коровин не чувствует удовлетворения.

следующая страница...



   » 

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100