Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Постановка «Русалки» уже наглядно выявила тенденции нового направления. Оформление оперы строилось в соответствии с установками Мамонтовского кружка и Русской частной оперы - на традициях народного искусства. Как раз в это время оба художника трудились над устройством Кустарного павильона на Всемирной выставке в Париже, и нужный материал для «Русалки» был совсем рядом.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


В следующие несколько лет через руки Коровина прошло довольно много постановок, в том числе оперы «Моряк-скиталец» Р.Вагнера (1902, Большой театр), «Наль и Дамаянти» А.С.Аренского (1903, Большой театр), «Демон» А.Г.Рубинштейна (1902, Мариинский театр, в соавторстве с Головиным; 1904, Большой театр), «Жизнь за царя» М.И.Глинки (1904, Большой театр), «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (1904, Мариинский театр, совместно с Головиным) и балеты «Дон-Кихот» Л.Ф.Минкуса (1901, Большой театр, совместно с Головиным), «Дочь Гудулы» и «Золотая рыбка» Ц. Пуни (1903, Большой театр).
Нельзя сказать, что все эти работы равноценны. Декорации к «Моряку-скитальцу» вышли довольно скучными и сухими. Значительно более интересным было оформление балета «Дочь Гудулы»; Коровин специально ездил вместе с А.А.Горским, ставившим балет, во Францию, и образ средневекового Парижа, мрачного и величественного, получился реалистически убедительным.
Особенно хороши декорации 2-й картины - «На башнях собора». Даже по тоновому воспроизведению можно судить, что в этой небольшой частичке огромного архитектурного сооружения, изображенной на декорационных холстах, уже живет его величие и ощущается огромная высота. А в пространстве между башнями собора Парижской богоматери, массивными и в то же время облегченными кружевом пинаклей, далеко внизу виднеются изящные очертания Парижа.
Много нового и интересного было и в оформлении «Демона». Большая натурная работа также определила реалистический строй оформления. Ранней весной 1901 года Коровин побывал для сбора материалов на Кавказе- посетил Владикавказ (ныне г. Орджоникидзе), а затем совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге. «Ущелье Дарьяла, - вспоминал он впоследствии, - все уже и уже Я увидел на высокой скале четырехугольную башню, которая кверху суживалась. Вот тут-то и надо мне написать ущелье, где обвал пересекает путь Синодалу, - подумал я. - Уж очень хорош и мрачен цвет этого ущелья. Какой-то особый тон, и впечатление такое таинственного и глухого края . Над Казбеком зеленело вечернее небо, а уже в долине был сумрак, и на бивуаке у казаков, на лужайке бродили расседланные кони. Казаки жарили баранину, дым от костров поднимался ввысь в тихом весеннем вечере.
Я подумал: вот нужные мне отношения красок - костры, цветные пятна сидящих казаков, и дым, и горы, и тучи, и снежные вершины . Я наметил цвета красок гор и костюмов, все контрасты и, вернувшись в гостиницу ночью, делал эскиз к опере».
Конечно, декорации «Демона» в сравнении с прежними лжеромантическими, «балетными», как справедливо их называли современники, были почти откровением. Они поражали, прежде всего, жизненной правдой. «Наконец-то мы увидели на сцене настоящий замок Гудала», - с удовлетворением вспоминал впоследствии один из очевидцев спектакля.
Однако специфика лермонтовского «Демона», овеянного дыханием возвышенной романтики, даже в более сдержанной интерпретации Рубинштейна требовала какого-то иного образного строя, во всяком случае, большего участия в нем динамики и обобщения. Декорации же Коровина были слишком «земные», слишком натуральные. Вряд ли нужен был здесь «настоящий» замок Гудала, о котором упоминает рецензент.
Костюмы Коровин также решал на основе кавказских наблюдений, кроме, естественно, костюма самого Демона. Ф.И.Шаляпин, исполнявший эту партию, и Коровин имели смелость показать врубелевского Демона, тогда как до сих пор главный герой оперы был воплощением Демона Зичи, слащавого и академически красивого, нечто вроде послушника «с умащенными и к празднику расчесанными волосами».
В костюмерной мастерской театра коровинские эскизы вызвали явное неудовольствие мастеров. «Сегодня осматривали с Коровиным костюмы мужские для Демона, - записывал в своем дневнике Теляковский. - Костюмеры еще не могут привыкнуть к требованиям, которые к ним предъявляются. Все кавказские костюмы сделаны очень узкими и натянутыми, между тем как Коровин и я хотели видеть их широкими, так, как их носят на Кавказе».
В начале XX века лучшие театральные художники исполняли эскизы театральных костюмов совсем не так, как старые мастера императорских театров. Часто эскиз костюма перерастал рамки подсобного рабочего материала и приобретал ценность самостоятельного художественного произведения. Образное воплощение действующих лиц стало его непременной особенностью. К сожалению, лишь единичные оригинальные эскизы костюмов Коровина к «Демону» сохранились. Но даже по тем немногим образцам, которыми мы располагаем, можно судить о новом подходе художника к этому виду театрально-декорационного искусства. Даже в эскизах костюмов для второстепенных исполнителей оперы, как, например, в эскизе костюма горца для хора (Государственный Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина) художник заботился о выразительности характерного национального типажа. Иногда персонажи группировались им вместе на одном листе и объединялись движением - прием, ставший обычным в современном театрально-декорационном искусстве, в то время же почти не применявшийся, и это еще более повышало образный строй работы. Непохожие на скучные, раскрашенные эскизы костюмов прежних театральных мастеров, листы эти, пленяющие высоким живописным вкусом, являются подлинными произведениями искусства. Сделанные в излюбленной Коровиным темпераментной манере оконтуренных черной тушью рисунков, с живыми гибкими линиями, они действительно превосходны. Не случайно им выпала честь, еще небывалая в практике «Ежегодника императорских театров», - быть воспроизведенными в журнале.
Борьба Коровина в постановочной части императорских театров сильно затрагивала и мастерские театра. Художник постоянно воевал за улучшение бутафорских и костюмерных мастерских и вместе с Головиным активно старался изгнать дух низкопоклонства перед Западом, державшийся в театре со времен старой дирекции. «Эту английскую болезнь следовало бы прекратить», - горячо писал он Теляковскому, уговаривая последнего отказаться от дорогих английских закройщиков.
Значительным нововведением Коровина и Головина было применение ими удешевленных костюмов, сшитых не из подлинных дорогих материй, а из дешевых тканей, покрашенных или расписанных в специально организованных в 1905 году в Петербурге красильных мастерских. Но впервые этот опыт был применен в 1901 году в оформлении оперы «Троянцы в Карфагене» Г.Берлиоза.

следующая страница...



   »  Оригинальные запчасти фольксваген транспортер т4 в интернет магазине Am-Parts.ru

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100