Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

И вновь ясно ощущается тяга художника к колористическому ансамблю, хотя некоторая наглядность в его построении выдает известную ограниченность понимания юным Коровиным этой сложнейшей живописной проблемы. Если в творчестве зрелого Коровина цвет каждого предмета будет слагаться из разнообразных, часто оптически воздействующих на глаз зрителя живописных компонентов, из той неуловимой простым глазом живописной материи, так хорошо определенной Врубелем как «драгоценность», то здесь, в сущности, еще довлеет локальный цвет предмета. Для того чтобы, например, «поддержать» синий цвет юбки Якунчиковой, Коровин делает синими же тарелочки на столе, китель Зиборова, орнамент на фарфоровом кувшине, а также выголубливает скатерть. Так же организованы желтые тона, да, собственно, и все остальные.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Коровин трудился над «Чаепитием» в течение целого лета, сначала увлеченно, но, по-видимому, в конце концов работа над этой картиной стала его тяготить.
Еще во второй половине сентября Е.Д.Поленова выражала сомнение в возможности ее окончания. Она писала Н.В.Поленовой: «...Ужасно радуюсь, что у Коровина продолжают ладиться его работы. В его лодочную картину я, правду сказать, не очень-то верю. Мне кажется, мало у него для нее материала. Хоть бы чайный стол-то он кончил...»
Итак, с удовольствием взявшись за «Чаепитие» в начале лета, художник затем охладел к картине и работал с большими перерывами, к глубокому огорчению заинтересованных «жуковцев». Коровин пытался подойти ближе к натуре, передать непосредственное, живое чувство природы, очарование солнечного теплого утра. Именно этим же были определены и выбор сюжета, родственного французской современной живописи, и подчеркнутая случайность композиции (ее можно отметить и в другой работе этого года - «В лодке»). Но размеренная, спокойная живописная манера, которой придерживался художник, известная скованность расчетливого мазка в некоторой степени нейтрализовали замысел.
Картина все же была закончена. По нежной пленерной солнечной гамме красок, точному и строгому письму она стоит в одном ряду с лучшими ранними произведениями Коровина. Более того, в этой работе есть новые и существенные для дальнейшего развития русского искусства черты. Не только в пейзаж, но и в бытовой жанр активно включалась теперь пленерная живопись, обеспечивающая большую жизненность создаваемым образам. Картина А.Е.Архипова «По реке Оке» 1890 года окончательно закрепит пленер за бытовой темой.
В том же, 1888 году Коровин успешно выступил со своим «Чаепитием» на восьмой периодической выставке Общества любителей художеств, по определению И.Э.Грабаря, значительной для истории нашей новейшей живописи. Три имени обусловили тогда ее успех: возмужавший на Волге Левитан, совершенно новый и смелый В. Серов (тогда появились вскоре ставшие знаменитыми его «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем») и Коровин. Из чисто пейзажных работ, выполненных Коровиным в Жуковке, пожалуй, наиболее интересен и показателен этюд «Осень. Аллея в Жуковке» (Музей-усадьба В.Д.Поленова).
Уходящая вдаль осенняя дорога, окаймленная то золотом последней листвы, то силуэтами обнаженных деревьев, - излюбленная тема русских художников второй половины XIX века. Мы встречаемся с ней у Саврасова («Аллея», 1870-е гг.), у Левитана («Осенний день. Сокольники», 1879), у Серова («Осенний вечер. Домотканово», 1886), наконец, у Коровина. В композиционном отношении все эти пейзажи очень близки. Разница более ощутима в их внутреннем содержании. Увядающая природа, печальная одинокая фигура женщины, бредущей по пустынному осеннему парку в «Сокольниках» Левитана, навевают чувство грусти и безнадежности. Осенний пейзаж Коровина ближе саврасовскому. В них, как и в некрасовской «Осени», «здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит». С самых ранних творческих лет и в течение всей своей жизни Коровин любил в природе радость и тепло жизни. Со временем росло мастерство художника, иными становились палитра и характер его работ, но отношение к природе оставалось неизменным. И в поэтическом пейзаже «Мальвы в Саратовской губернии» - ранней работе Коровина, и в северных пейзажах 1890-х годов, и в поздних охотинских картинах Коровин передает свой восторг перед природой. Он славит красоту природы во всех ее проявлениях, ее живое тепло, которое она дает людям и которое художник прежде всего видит в ней. Удивительная жизнерадостность и внутренняя теплота пейзажей Коровина - одно из самых привлекательных качеств его искусства. В годы молодости это отношение к природе определялось, пожалуй, лишь характером дарования Коровина-колориста. Он воспроизводил пейзажный образ прежде всего со стороны его цветовой характеристики. Именно поэтому Коровину был чужд метод Левитана, художника более разностороннего, передающего в своих пейзажах тончайшие оттенки чувств человека. Впоследствии, когда Коровину будет близка импрессионистическая эстетика с ее культом мгновенности, его мироотношение, принимавшее порой характер эпикурейства, станет для него творческой программой... Возвратимся, однако, к пейзажу «Аллея в Жуковке». Здесь яркие контрастные цвета, золото последней листвы, чернота обнаженных сучьев и яркая зелень травы далеки от тусклой и однообразной гаммы умирающей природы. Не случайно Коровин ввел среди деревьев яркое киноварно-красное пятнышко рубашки крестьянина - свой любимый «оживок». Активизация красочной гаммы нужна была художнику для усиления чувства жизненной бодрости.

Живопись Коровина. Глава 3

Мы почти лишены документальных сведений, по которым можно было бы установить точные даты первых поездок Коровина за границу и судить достаточно полно о впечатлениях, произведенных на него Европой. Многое запутывает этот вопрос: фактические данные, эпистолярный материал, даже подписи и даты на произведениях. Бесспорно лишь то, что поездки эти состоялись во второй половине 1880-х годов. Впрочем, в свете поставленных нами задач абсолютная точность фактических указаний не имеет особенно существенного значения для решения вопроса о результатах первых встреч Коровина с современным ему французским искусством. Основной ответ мы находим в творчестве как самого Коровина, так и тех русских художников, единомышленником которых он был.
Несмотря на то что 1880-е годы во Франции были и зенитом развития импрессионизма и уже его кризисом, в официальных художественных кругах и у буржуазной публики, идущей на поводу у Салона, он был по-прежнему искусством отверженных. Общеевропейское значение этого направления тогда едва лишь стало обозначаться.
Русское искусство, пройдя в своем развитии с XVIII века через все основные европейские стилистические формации, тем не менее не утеряло своего национального облика. И во второй половине XIX века, слагая, подобно ряду других европейских стран, реалистический метод отражения жизни, оно приобретало совершенно особый характер.

следующая страница...


  "Константин Коровин, наш талантливейший художник и один из обновителей русской сценической живописи,
впервые развернувший свои силы в опере Саввы Мамонтова, в конце прошлого века... (Шаляпин Ф.И.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100