"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Живопись Коровина. Глава седьмая
Ранним летом 1894 года С.И.Мамонтову, бывшему председателю правления Общества Ярославской железной дороги, пришлось сопровождать премьер-министра С.Ю.Витте в путешествии по будущей трассе Вологда-Архангельск. Вернувшись в Москву, очарованный Севером, Мамонтов организовал поездку по тем же местам Коровина и Серова. Художники посетили тогда Ярославль, Вологду, Архангельск, побывали в Норвегии и Швеции, познакомились с реками Сухоной и Северной Двиной. На обоих Север произвел огромное впечатление. Им нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок. Коровин и впоследствии не раз ездил на Север и северные пейзажи причислял к любимым своим работам.
Сейчас же северная поездка была особенно к месту. Она представила богатейший материал для проверки и реализации всего того, что было накоплено им за последние годы.
Надо отметить, что в русской пейзажной живописи тема зимы, которая прочно входит в искусство Коровина после 1894 года, до 1890-х годов была мало распространена. Русские пейзажисты 1860-х, 1870-х - начала 1880-х годов писали преимущественно весну, лето и осень, то есть времена года с более деятельной жизнью природы. Кроме того, однообразные по цвету зимние пейзажи, более чем какие-нибудь иные, нуждаются в развитом колорите, а его русская живопись достигла лишь в 1880-х годах.
В конце 1890-х - начале 1900-х годов северная природа начинает увлекать многих русских живописцев. На Север неоднократно ездили А.Е.Архипов, В.В.Переплетчиков, А.С.Степанов, Н.В.Досекин, С.А.Виноградов, А.А.Рылов, А.А.Борисов и другие. Север интересовал главным образом художников-передвижников и впоследствии связанных с ними участников «Союза русских художников»; мирискусников же с их культом «аранжированной» природы суровый Север привлекал мало.
Поездка Коровина и Серова на Север чрезвычайно обогатила их искусство. Северные мотивы Коровин широко использует не только в станковых картинах или впоследствии в панно Северного отдела Нижегородской и Парижской выставок, но, как будет видно позже, и в своих театральных декорациях.
Северной природе Коровин обязан и зарождением интереса к изображению зимы. Ей посвящен целый ряд его этюдов: «Сентябрь в Печенге», «На Дальнем Севере», «Зима в Лапландии» и другие.
Небольшой этюд «Зима в Лапландии» (Государственная Третьяковская галерея) - один из лучших зимних северных пейзажей Коровина. Две крестьянские избушки и сарай словно затерялись в огромных просторах. Непосредственно, живо и просто Коровин передал ощущение быстро сгущающихся зимних сумерек, будто окутывающих землю холодной седой мглой. Когда в зимний неприютный вечер вы въезжаете в какое-нибудь селение и вас приветливо встречают маленькие, тлеющие огоньки светящихся окон, с острой радостью чувствуете присутствие теплого человеческого жилья. Примерно такое же чувство возникает, когда смотришь на коровинскую «Зиму в Лапландии».
В какой-то мере эта приветливость пейзажа зависит от самого его мотива - обжитый домик и вечные снега вокруг, но ее главная причина определяется колоритом этюда, включением в него той теплой красочной гаммы, которая является одним из главных элементов живописного, неповторимо оригинального почерка Коровина, его основным колористическим ключом. Легкие и на первый взгляд незаметные мазочки теплых охр всюду - ив дереве строений, утвари, что лежит возле избы, и в полоске далекого берега. Благодаря строящей колорит монохромной серой холодной тональности контраст теплых и холодных цветов не вредит образу сурового зимнего пейзажа, но вносит в него чувство человечности. «Удивительно развито чувство колорита, далекого от всякой красочности и еще более от черноты, - растроганно писал о пейзаже С. Глаголь. -
Прочувствован тон снега и так тонко и гармонично передан общий колорит». Высшей похвалой этому этюду было приобретение его П.М.Третьяковым.
Темы северных работ Коровина достаточно разнообразны и далеко не ограничиваются зимними пейзажами. Перед нами проходит весь путь, проделанный художником. И всюду источником художественных впечатлений для Коровина служила только природа.
Вот Сувой, этот стык Белого моря и Ледовитого океана, по рассказам поморов, место очень опасное. «Быть захваченным сильной бурей в глотке Белого моря, в Сувое, у Святого Носа и не быть проглоченным - великое счастье даже для опытного и смелого экипажа и хорошего судна». Для романтика эти рассказы послужили бы неисчерпаемой пищей к изображению бушующей стихии. У Коровина «Сувой» - один из самых скромных пейзажей. Кисть художника запечатлела лишь то, что он увидел сам: почти ровное море, лишь небольшие белые гребешки, обильно покрывающие его, чуть волнуют необозримую водную ширь.
Известно, что Коровин знал и любил легенды, рассказанные ему местными жителями. С большой охотой он передавал услышанную им на Севере легенду о трагической гибели братии монастыря св. Трифона и о небесной каре, постигшей ее виновников; но ни в одной работе эта легенда не получила отражения, хотя Коровин посетил монастырь св. Трифона и написал ряд этюдов в его окрестностях («Ручей св. Трифона в Печенге», Государственная Третьяковская галерея; «Водопад св. Трифона», местонахождение неизвестно).
Среди северных работ Коровина значительное место занимает изображение моря. Величественные просторы Белого моря и Ледовитого океана переданы им в ряде пейзажей. В этом отношении большой этюд «Полночное солнце на Мурмане» (собрание П.М.Норцова) - одна из характерных работ. Изображено огромное водное пространство Ледовитого океана с плывущей группой китов, скалистый пустынный берег на горизонте и низко стоящее полнощное холодное солнце, отражающееся серебряной дрожащей дорожкой на поверхности воды. Для того чтобы создать впечатление огромной водной глади, Коровин в некоторых местах ритмизует бегущие волны, и глаз зрителя, подчиняясь ритму, невольно как бы продолжает их за пределы холста. Этот ритм еще более подчеркивается плавными очертаниями китов, играющих на поверхности воды.
Своеобразным синтезом северных этюдов явилось создание Коровиным в 1895 году картины «Гаммерфест. Северное сияние» (Государственная Третьяковская галерея). В ней художник как бы резюмирует свои наблюдения над северной природой.
следующая страница...
|