Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

И вновь характер изображаемой природы подсказал Коровину изобразительные средства. Он отказался от графической плоскостной живописной манеры, найденной им для северных панно, и вернулся к легкой и воздушной, чуть обесцвеченной солнцем пленерной живописи.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Панно Среднеазиатского павильона имели не менее шумный успех за рубежом, нежели северные, но, думается, они им уступали. В них вновь проявилась половинчатость компромиссного использования художником изобразительных средств. Любопытно, что описательность, которая проявлялась здесь в излишней детализации изображаемого, в ряде случаев преодолевается им несколько упрощенно. В сцене базара, например, художник избавляется от навязчивого декора в архитектуре заднего плана, воспользовавшись разрушенными частями здания, а в первопланной фигуре лишь в одном куске халата наносится рисунок ткани. Некоторую разбеленность цвета, не всегда по-коровински сгармонированного, можно объяснить, пожалуй, именно следствием неуверенности автора.
На Всемирной выставке была еще одна достопримечательность: «Русская деревня» - так называли французы комплекс деревянных построек, также плод фантазии Коровина. Сюда входила и шатровая церковка, в которой были помещены принадлежности русских церквей. Маленькая и гармоничная, она с небольшими изменениями повторяла свой прототип - церковь XVII века в посаде Уна Архангельской губернии. Зато Кустарный павильон - главное сооружение «Русской деревни» с его разноцветными крылечками, переходами и иной раз весьма замысловатыми кровлями, обилием резного и живописного орнамента снаружи и внутри лишь отдаленно напоминал рубленый боярский терем. В нем была заметная примесь модернистской эклектики. Перенасыщенность узорчатым декором, всегда очень тактично используемым древнерусскими мастерами, лишь отчасти оправдывалась ярмарочным назначением павильона. Графическая изощренность в его орнаментике, чуждая народному искусству и, наоборот, свойственная модернистскому, особенно проявилась в работах М.В.Якунчиковой, принимавшей участие в оформлении интерьера. И тем не менее умелое акцентирование исконного материала Древней Руси - дерева, введение в деревянную резьбу характерных народных мотивов - петухов, елочек, конских голов, подсолнечников, сделанные крестьянскими руками игрушки и предметы быта - все это придавало Кустарному павильону национальное своеобразие, которое потом, но в более чистом виде будет жить в театральных работах Коровина.
Участие Коровина в оформлении Парижской выставки получило широкий резонанс и в России, и за рубежом. Награды посыпались на него как из рога изобилия. Коровин получил одиннадцать наград - две золотые и девять больших серебряных медалей. Выставочное жюри отметило декоративные панно высшей наградой - золотой медалью. Архитектура же Кустарного павильона, как и образцы его изделий, были оценены большой серебряной медалью. Более того, в одном из первых месяцев 1901 года художник получил от генерального комиссара Русского отдела на Всемирной выставке диплом на «пожалованный правительством Французской республики орден Почетного легиона».
Указ о награждении Коровина на родине был мотивирован довольно случайно - всего лишь «хлопотами по устройству кустарного отдела» (!). Все же художник получил от русского правительства орден святого Станислава III степени и «высочайшую благодарность».

Живопись Коровина. Глава девятая

В связи с работой на Всемирной выставке Коровину пришлось довольно долгое время жить в Париже. Почти целыми днями он пропадал на территории выставки. «Ухожу из дому к князю в 10 часов утра, а домой прихожу в 1 ночи, - жаловался художник С.И.Мамонтову. - Какова служба - поймите».
Но, как всегда, все-таки находились часы и для станковой живописи. В эти месяцы Коровиным была начата серия «Парижей», занявшая значительное место в его творчестве.
Во второй половине XIX века пейзаж понимался мастерами передвижнической живописи главным образом как изображение природы. Городские виды были обычно лишь элементами картин бытового и исторического жанров. В 1870-1880-е годы городской пейзаж встречается в чистом виде очень редко - этюд Ф.А.Васильева «Петербург в дождь», некоторые пейзажи В.П.Ладыженского, «Собор святого Марка» В.А.Серова, в сущности, единичные примеры изображения города в то время. Наоборот, в западноевропейском искусстве второй половины XIX века эта тема стала излюбленной. Художников-импрессионистов привлекала в городских улицах трудноуловимая жизнь мгновения, постоянная изменчивость и мелькание разноцветной толпы. Парижские бульвары для французов были своеобразным Барбизоном, их творческой лабораторией.
Первые «Парижи» Коровина изредка появлялись в 1890-х годах. Это были этюды парижских кафе, бульваров. Оставаясь равнодушным к жанровой стороне темы, художник трактовал их как натурный пейзаж. В тонкости и колористическом богатстве пленерной живописи, сообщающей этим произведениям поэтичность и жизненность, заключается основная прелесть этих работ.
Начиная с 1900-х годов Париж прочно входит в творчество Коровина. В качестве сюжетного материала он охотно избирал парижские бульвары, но его не привлекала, как французов, шумная оживленность города, поэтому чаще художник писал угол какой-нибудь малонаселенной площади или еще пустынные кафе в ранние утренние часы.
Коровин никогда не стремился к такой, почти классической завершенности, которая отличала «Парижские бульвары» позднего Писсарро. «Парижи» Коровина по сравнению с ними более просты и интимны, они покоряют живописной звучностью и, конечно, особым теплом коровинской непосредственности.
В серии парижских работ Коровина 1900-х годов импрессионистическое видение мира проступает отчетливо, определенно и, пожалуй, более последовательно, чем в «русских» его произведениях. Тем отчетливее становится и сходство Коровина с классиками импрессионизма и особый характер искусства русского художника, его связи с импрессионистами и отличия от них.
Как свидетельствует Н.И.Комаровская, Коровин из всей группы французских импрессионистов выделял Камилла Писсарро. Большая демократичность искусства этого превосходного живописца вообще предопределяла возможность творческих связей его с русскими мастерами. Кроме того, он импонировал Коровину глубоким чувством природы и удивительной уверенностью, силой кисти. Следует учитывать, что из всего противоречивого искусства Писсарро с его резкими кренами то в сторону реалистической, то импрессионистической, то даже дивизионистской живописи, Коровин тогда мог быть знаком главным образом с последним периодом творчества художника конца 1890-х годов, когда французский мастер вновь обрел какое-то равновесие между отработанной им импрессионистической техникой и материальностью пластической формы.

следующая страница...


  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100