Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Заповедный лес. На двух кулисах, арке и тюлевой завесе Коровин расположил огромные ели (на сцене видна лишь нижняя часть их стволов). Широко раскинули они свои мохнатые ветви-лапы, и в их извечной красоте чудится что-то таинственное и загадочное. Написаны они широко, огромными кистями-дилижансами, это сложная декоративно насыщенная живопись, виртуозом которой был Коровин. Собственно локального зеленого в декорациях совсем мало. Он составляется в глазу зрителя главным образом из дополнительных цветов, и их богатая нюансировка определяет большую колористическую емкость живописи. Густые фиолетовые тени и раздельные серые, розовые, синие, даже красные мазки воспринимаются зрителем как усложненная сумеречным светом зеленая масса хвои.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Но не здесь главный смысловой акцент декорации заповедного леса. Как и всегда у Коровина, основную смысловую нагрузку несет живописный задник. На солнечном песчаном пригорке приютился молодой соснячок; чуть-чуть проглядывает сквозь верхушки деревьев звонко-голубое небо. Притихшие, по-болотному темные глубокие воды лесного озера холодят теплую землю его обрывистого берега, в их глубине, смутно, как во сне, живут облегченные краски отражений. Как близок этот удивительно свежий и живой образ природы станковым пейзажам художника! Среди современников Коровин, пожалуй, наиболее смело использовал приемы станковой живописи на сцене. Не пейзаж ли «Ветер» (1912, Государственный Русский музей) натурный прообраз «Заповедного леса»? Почти идентичен мотив, тот же аромат свежести дыхания природы, такая же угаданность цветовых характеристик, то же ощущение торжества жизни. Но есть и разница. Станковое искусство транспонировано в сценическую живопись - с ее еще более широкой кистью, четкими и определенными цветовыми отношениями, сильно повышенным колористическим строем. Краски задника буквально сияют.
В этом акте также запоминается обдуманное построение общего декоративного ансамбля в массовых сценах. Очень верно выбрана рыжеватая теплая тональность костюмов скоморохов, перекликающаяся по цвету с теплыми тонами песчаного бугра. Не случайна и перемена в костюме Мизгиря. Он, блуждая в поисках Снегурочки, появляется на опустевшей сцене, когда дневной свет уже померк (прожектора, освещающие задник, в это время выключаются), и тогда фиолетовые тона причудливо затененных елей становятся определяющими цветовыми акцентами в общей красочной гамме (кстати, колористический строй в этой сцене подготавливает к следующей картине - волшебством превращенного леса), и с ней хорошо согласуется кирпично-красная рубаха Мизгиря с широким фиолетовым поясом.
Мы уже не раз отмечали, что Коровин не стеснял себя указаниями либреттиста, хотя на этот раз им был сам Островский. В декорациях III акта отсутствуют богатые шатры берендеев, о которых говорит драматург. Они внесли бы ненужный здесь жанровый момент, который нарушил бы поэтический строй пейзажа. Учитывая также, что время действия в последнем, IV акте - раннее утро, Коровин во избежание повтора в колористическом строе вместо догорающей зари, указанной в либретто, избрал для III акта день. И вновь подчеркнуто поэтический строй пейзажа готовит зрителя к наиболее эмоционально насыщенному последнему акту. Именно в нем кульминация спектакля - полное слияние драматургического, музыкального и живописного замыслов. Собственно, в самом принципе оформления здесь нет ничего нового по сравнению с III актом - тот же пейзаж и почти так же организована сцена. Как и в предыдущем акте, основную смысловую и поэтическую нагрузку несет на себе живописный задник. Разница заключена в образных интонациях декораций.
Оранжевой зарей охвачено высокое небо. Легко плывут по нему жемчужные облака, красиво оконтуренные оранжевым ободком - тенью. А внизу широко расстилаются воды огромного озера. Дрожат в чуть заметной его ряби золотистые отзвуки багрянца, вдали на горизонте отражается как в зеркале силуэт далекой лесной гряды, возле берега нежные чашечки кувшинок белым ковром расстилаются на озере. И словно вобравши в себя всю звонкую силу лесных красок, ярко зеленеет на береговой косе справа молодой лесок. До сих пор каждый раз при открытии занавеса зрительный зал восторженно рукоплещет коровинской Ярилиной долине. И действительно, какой вдохновенной красоты образ создал художник!
Уже при открытии занавеса, когда сцена еще пуста, этот пейзаж воспринимается как гимн природе, как прославление ее богатства и красоты. Заполнение сцены актерами еще больше обогащает образ. На зов Снегурочки появляется Весна, окруженная яркими цветами, напоминающими, что в свои права вступает лето. В костюмах основных героев есть также изменения. Корсаж платья Весны стал алым, на красный же сменился кушак рубахи Мизгиря. От теплых тонов одежд участников этой сцены теплеет вся природа, и чудо, свершившееся со Снегурочкой, которой ее царственная мать подарила любовь, воспринимается в этой насыщенной романтикой атмосфере как нечто почти реальное. Вместе с тем романтический строй пейзажа, его торжественная краса создают естественный переход к оптимистическому финалу оперы, когда после трагической гибели Снегурочки и Мизгиря берендеи поют гимн Яриле - солнцу, дарующему земле жизнь. В выражении этой основной идеи оперы и композитор и художник достигли поистине языческой мощи.
Пожалуй, никто из русских композиторов не был так близок Коровину своим искусством, как Римский-Корсаков. Художником были оформлены почти все его оперы. «Снегурочка» - одна из самых больших удач Коровина. В ней вылилась вся его страстная любовь к русской природе, сказались все лучшие стороны его искусства - непосредственность чувства, высокий образный строй, тождественный драматургическому замыслу, блистательная живопись.
Ярко и свежо воссоздан здесь мир русской природы и картина жизни легендарных берендеев с их еще языческим миросозерцанием. Кроме того, изобразительная партия оперы насыщена задушевностью и глубокой поэзией. А это для «Снегурочки» не менее важно, ибо опера эта глубоко человечна. В ней живут и большие страсти и тончайшие настроения человека. Ведь по душевности Римский-Корсаков приравнивал «Снегурочку» к «Царской невесте» - одному из самых глубоких и драматических своих произведений.
Во всем оформлении оперы живет ее основная идея, которая у самого композитора воплощается, прежде всего, в образе главной героини - Снегурочки. Это - мечта народная об источнике жизни на земле, животворящем тепле. Мы убедились, что эта идея проводится художником от картины к картине в постоянном и последовательном развитии. В прологе, когда властвует Мороз, идущее на землю тепло еще почти неощутимо. Оно скорее угадывается в волнении заждавшейся его природы. В I акте, в разгар весенней поры, оно чувствуется явственней, но наиболее полно ощущается в последнем акте. Зрелая спокойно-торжественная красота лета, раскрывающаяся в пейзаже финала, это поистине гимн природе и подателю жизни - солнцу.

следующая страница...



   » 

  "Коровин - удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе
не подражая японцам, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до
минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе." (А.Н.Бенуа)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100