"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Живопись Коровина. Глава десятая
Характер творчества Коровина 1890-х годов определил взаимоотношения художника с различными выставочными организациями России. Он выставлялся почти на всех крупнейших выставках - на периодических московских Общества любителей художеств, в московском Товариществе и наиболее часто - в Товариществе передвижных художественных выставок. Однако хотя передвижники симпатизировали таланту Коровина, они не считали его своим. Стасов отмечал, что Коровин был в Товариществе «желанным», но все-таки «гостем». Шли годы, имя Коровина приобретало известность, многие из его друзей становились членами Товарищества, а он все продолжал оставаться там на правах экспонента. В 1899 году, когда передвижники перевели в члены своего общества последователей Коровина - С.А.Виноградова, К.К.Первухина, Г.Ф.Ярцева, Н.В.Досекина, он почувствовал себя глубоко уязвленным и порвал с Товариществом. Кстати, в те годы это уже не могло быть для художника особенно болезненным.
Некогда могучая художественная организация к концу 1890-х годов обмельчала. Передвижнические выставки заполнялись безвкусными картинами узкобытового и иногда салонного плана. Прежнее глубокое изучение жизни зачастую подменялось поверхностным и мелочным описанием ее бытовых частностей. К тому же многие передвижники были настроены весьма консервативно по отношению к поискам новых изобразительных средств, что возмущало Коровина.
Как и многие из его товарищей, в частности Серов, он стал участником выставок «Мира искусства». Там он сразу нашел признание: мирискусники дорожили Коровиным, выделяя на выставках почетные места для его произведений и популяризируя их на страницах своего журнала. Высокая оценка живописи художника засвидетельствована А.Н.Бенуа уже в 1902 году в его «Истории русской живописи XIX века». Несколько позднее С.П.Дягилев станет усиленно «ухаживать» за Коровиным, приглашая его участвовать в парижской антрепризе.
И все же это художественное объединение не стало для Коровина родным домом. Подобно многим москвичам, он, как говорил М.В.Нестеров, пришелся там не ко двору - слишком различны были творческие интересы и установки. Эстетские позиции группы, столь откровенно провозглашаемые тогда С.П.Дягилевым со страниц журнала, ретроспективизм и стилизаторские поиски, изгонявшие живую современность из искусства, - все это было не по душе Коровину. Любопытно, что, дав согласие участвовать зимою 1901/02 года с мирискусниками на выставке «Современное искусство», Коровин задумал интерьер, декорированный мотивами ржи, зелени и васильков, в то время как Л.С.Бакст решил оформить затейливый будуар, а А.Н.Бенуа с Е.Е.Лансере представили проект стильной гостиной.
Выставка 36 художников, организованная группой недовольных москвичей в 1901 году, разрубила этот гордиев узел. Она положила начало новой художественной организации- «Союзу русских художников», оказавшейся для Коровина наиболее близкой. Основными членами этого объединения стали, кроме Коровина, главным образом москвичи - А.М.Васнецов, С.Ю.Жуковский, С.В.Малютин, А.Е.Архипов, И.С.Остроухов, В.В.Переплетчиков, П.И.Петровичев, С.А.Виноградов и другие. Их искусство было значительно душевнее и демократичнее, чем у петербургских соперников. В большинстве своем они были пейзажистами, страстными поклонниками русской природы и архитектуры Древней Руси. Очень большое значение придавалось в «Союзе» и культуре живописи. Свежая, темпераментная широкая живопись стала их своеобразным творческим паспортом. Так как творческие интересы основного ядра членов
«Союза» ярче всего выражались в произведениях Константина Коровина, наиболее талантливого из них, он скоро сделался душой этого объединения. С первых же дней жизни «Союза русских художников» Коровин стал активным его участником и страстным патриотом. «Теперь у нас устраивается выставка Союза, - радостно сообщал он В.А.Теляковскому, - это наш праздник, а потому я никак не мог уехать». Коровина постоянно избирали в члены комитета объединения, и его подпись имеется на всех наиболее ответственных документах и протоколах.
В пору организации «Союза русских художников» немногие верили в его будущий успех. Но уже через несколько лет молодое объединение доказало свою жизнеспособность. Внешне это сказалось в устойчивом расписании прекрасно обставленных ежегодных вернисажей, широком сбыте произведений и сплоченности коллектива. Но, конечно, основная причина крылась в глубоких творческих связях.
После Товарищества передвижных художественных выставок «Союз русских художников» оказался наиболее прочным художественным объединением. Он выдержал длительное испытание временем - более чем в двадцать лет, интерес широкой публики к его искусству был в эти годы достаточно стойкий.
Жизнеспособность «Союза» зависела главным образом от утвердившихся в его среде творческих принципов. В бурных водах современного русского искусства, которое порой захлестывалось модернистскими, а после поражения революции 1905-1907 годов и формалистическими течениями, это был наиболее устойчивый остров связей с традициями реалистического искусства. Не стояли москвичи в стороне и от западноевропейского искусства, но весьма умеренно приобщались к новым художественным формам, используя главным образом достижения импрессионистической живописи. Все это позволяло участвовать на выставках «Союза русских художников» таким мастерам-реалистам старой передвижнической школы, как В.М.Васнецов и В.И.Суриков.
Несомненно, что преобладающая роль зрительных наблюдений, пренебрежение к тематической картине, возведение в творческий культ этюдных форм живописи и особенно явное стирание границ между картиной и этюдом, в чем, собственно, выразился главным образом импрессионизм в России, ограничивало сферу его воздействия, обедняло искусство. Но, с другой стороны, контакт с природой благодаря постоянной натурной работе служил для участников «Союза» своего рода защитой от проникновения в их искусство крайних видов формалистических течений.
Из всех основных членов «Союза русских художников» Коровин был наиболее последовательным импрессионистом. В то же время живые традиции реализма продолжали жить в его творчестве. В первую очередь они сказывались, конечно, в пейзажах художника. В них Коровин во многом продолжал развитие русской реалистической пейзажной живописи.
следующая страница...
|