Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Живопись Коровина. Глава десятая

Характер творчества Коровина 1890-х годов определил взаимоотношения художника с различными выставочными организациями России. Он выставлялся почти на всех крупнейших выставках - на периодических московских Общества любителей художеств, в московском Товариществе и наиболее часто - в Товариществе передвижных художественных выставок. Однако хотя передвижники симпатизировали таланту Коровина, они не считали его своим. Стасов отмечал, что Коровин был в Товариществе «желанным», но все-таки «гостем». Шли годы, имя Коровина приобретало известность, многие из его друзей становились членами Товарищества, а он все продолжал оставаться там на правах экспонента. В 1899 году, когда передвижники перевели в члены своего общества последователей Коровина - С.А.Виноградова, К.К.Первухина, Г.Ф.Ярцева, Н.В.Досекина, он почувствовал себя глубоко уязвленным и порвал с Товариществом. Кстати, в те годы это уже не могло быть для художника особенно болезненным. Некогда могучая художественная организация к концу 1890-х годов обмельчала. Передвижнические выставки заполнялись безвкусными картинами узкобытового и иногда салонного плана. Прежнее глубокое изучение жизни зачастую подменялось поверхностным и мелочным описанием ее бытовых частностей. К тому же многие передвижники были настроены весьма консервативно по отношению к поискам новых изобразительных средств, что возмущало Коровина.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Как и многие из его товарищей, в частности Серов, он стал участником выставок «Мира искусства». Там он сразу нашел признание: мирискусники дорожили Коровиным, выделяя на выставках почетные места для его произведений и популяризируя их на страницах своего журнала. Высокая оценка живописи художника засвидетельствована А.Н.Бенуа уже в 1902 году в его «Истории русской живописи XIX века». Несколько позднее С.П.Дягилев станет усиленно «ухаживать» за Коровиным, приглашая его участвовать в парижской антрепризе. И все же это художественное объединение не стало для Коровина родным домом. Подобно многим москвичам, он, как говорил М.В.Нестеров, пришелся там не ко двору - слишком различны были творческие интересы и установки. Эстетские позиции группы, столь откровенно провозглашаемые тогда С.П.Дягилевым со страниц журнала, ретроспективизм и стилизаторские поиски, изгонявшие живую современность из искусства, - все это было не по душе Коровину. Любопытно, что, дав согласие участвовать зимою 1901/02 года с мирискусниками на выставке «Современное искусство», Коровин задумал интерьер, декорированный мотивами ржи, зелени и васильков, в то время как Л.С.Бакст решил оформить затейливый будуар, а А.Н.Бенуа с Е.Е.Лансере представили проект стильной гостиной.
Выставка 36 художников, организованная группой недовольных москвичей в 1901 году, разрубила этот гордиев узел. Она положила начало новой художественной организации- «Союзу русских художников», оказавшейся для Коровина наиболее близкой. Основными членами этого объединения стали, кроме Коровина, главным образом москвичи - А.М.Васнецов, С.Ю.Жуковский, С.В.Малютин, А.Е.Архипов, И.С.Остроухов, В.В.Переплетчиков, П.И.Петровичев, С.А.Виноградов и другие. Их искусство было значительно душевнее и демократичнее, чем у петербургских соперников. В большинстве своем они были пейзажистами, страстными поклонниками русской природы и архитектуры Древней Руси. Очень большое значение придавалось в «Союзе» и культуре живописи. Свежая, темпераментная широкая живопись стала их своеобразным творческим паспортом. Так как творческие интересы основного ядра членов «Союза» ярче всего выражались в произведениях Константина Коровина, наиболее талантливого из них, он скоро сделался душой этого объединения. С первых же дней жизни «Союза русских художников» Коровин стал активным его участником и страстным патриотом. «Теперь у нас устраивается выставка Союза, - радостно сообщал он В.А.Теляковскому, - это наш праздник, а потому я никак не мог уехать». Коровина постоянно избирали в члены комитета объединения, и его подпись имеется на всех наиболее ответственных документах и протоколах.
В пору организации «Союза русских художников» немногие верили в его будущий успех. Но уже через несколько лет молодое объединение доказало свою жизнеспособность. Внешне это сказалось в устойчивом расписании прекрасно обставленных ежегодных вернисажей, широком сбыте произведений и сплоченности коллектива. Но, конечно, основная причина крылась в глубоких творческих связях.
После Товарищества передвижных художественных выставок «Союз русских художников» оказался наиболее прочным художественным объединением. Он выдержал длительное испытание временем - более чем в двадцать лет, интерес широкой публики к его искусству был в эти годы достаточно стойкий.
Жизнеспособность «Союза» зависела главным образом от утвердившихся в его среде творческих принципов. В бурных водах современного русского искусства, которое порой захлестывалось модернистскими, а после поражения революции 1905-1907 годов и формалистическими течениями, это был наиболее устойчивый остров связей с традициями реалистического искусства. Не стояли москвичи в стороне и от западноевропейского искусства, но весьма умеренно приобщались к новым художественным формам, используя главным образом достижения импрессионистической живописи. Все это позволяло участвовать на выставках «Союза русских художников» таким мастерам-реалистам старой передвижнической школы, как В.М.Васнецов и В.И.Суриков.
Несомненно, что преобладающая роль зрительных наблюдений, пренебрежение к тематической картине, возведение в творческий культ этюдных форм живописи и особенно явное стирание границ между картиной и этюдом, в чем, собственно, выразился главным образом импрессионизм в России, ограничивало сферу его воздействия, обедняло искусство. Но, с другой стороны, контакт с природой благодаря постоянной натурной работе служил для участников «Союза» своего рода защитой от проникновения в их искусство крайних видов формалистических течений.
Из всех основных членов «Союза русских художников» Коровин был наиболее последовательным импрессионистом. В то же время живые традиции реализма продолжали жить в его творчестве. В первую очередь они сказывались, конечно, в пейзажах художника. В них Коровин во многом продолжал развитие русской реалистической пейзажной живописи.

следующая страница...


  "Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа." (Коровин К.А.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100