"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Тема ранней весны в творчестве юного Коровина занимала едва ли не главное место. Она, несомненно, была подсказана непосредственно саврасовским влиянием. Не только в сюжетном мотиве, но и в самой передаче его обнаруживаются связи искусства ученика Коровина с Саврасовым. Таков, например, «Последний снег» (1880-е гг., Музей-усадьба В.Д.Поленова) с потемневшими от весенней влаги «саврасовскими» березками в центре. В сравнении с «Последним снегом» туркменского музея он исполнен уже более профессионально. Робость в манере письма заметно уменьшилась, пейзаж написан свободней, непринужденней. Острее, чем в предыдущем холсте, передано ощущение серенького весеннего, еще холодного дня с нависшим небом и мокрыми темными, укрытыми слежавшимся снегом крышами изб; стал более живым колорит; как и в саврасовских пейзажах, он построен на противопоставлении холодных и теплых тонов, столь характерном для весенней природы:
темно-коричневая талая земля на первом плане, уже успевшая согреться под теплом весенних лучей солнца, и сине-голубые лужицы на ней, еще подернутые холодком, клочья серого последнего снега и словно сжимающее его темное кольцо земли и изб на заднем плане. Черно-белая расцветка обнаженных берез еще более усиливает эту динамику живописных контрастов.
Ранние весенние пейзажи Коровина в свое время высоко ценились современниками художника. «Коровин - автор первой «Весны», появившейся после саврасовских «Грачей», - вспоминал И.Э.Грабарь. - Все то невероятное количество «последних снегов», «мартов» и «ранних весен», которыми так богата русская живопись последних 15-ти лет, ведет свое начало несомненно от Коровина». «Я помню, у Коровина была весна, снег, заборы, ивы, лужи, - вспоминал В.В.Переплетчиков, - это была настоящая весна». Об одной из коровинских «весен» - «такой живописной, непосредственной, с большой вороной на обнаженном дереве» - писал и М.В.Нестеров.
Несмотря на несомненную близость ряда ученических работ Коровина к реалистическим произведениям Саврасова, он не станет последовательным саврасовцем, как, например, Левитан. Уже тогда Коровин более непосредственно передавал природу. Его творчеству и в дальнейшем не будет свойственно длительное накопление обобщающихся в картине наблюдений, на котором основывалось большинство работ Саврасова и Левитана. Словом, в своем искусстве Коровин шел не столько от саврасовских пейзажей-картин, сколько от его пейзажей-этюдов, подобных «Зимнему дворику», «Весне» (1874). Было бы неверным поэтому строить сравнительную характеристику коровинских пейзажей, скажем, с картиной Саврасова «Грачи прилетели».
Непосредственное влияние В.Д.Поленова также сказалось на некоторых ученических работах Коровина. Оно выражалось и в более спокойной, более точной, чем обычно, манере исполнения, иногда даже в выборе сюжета, в композиции, в колорите. Так, «Речка в Меньшове» (Музей-усадьба В.Д.Поленова), написанная художником в 1885 году, по композиции очень близка некоторым поленовским картинам. Река, спокойно текущая меж пологих берегов, ее плавный диагональный разворот, сообщающий картине глубокое пространство, простота и величественность природы напоминают окские пейзажи Поленова 1880-1890-х годов. Однако по колориту «Речка в Меньшове» ближе к «Последнему снегу» Коровина, построенному на более звучных цветовых сочетаниях. Особенно хороша широкая гладь воды, как будто поглотившая густую синеву неба.
Передача общего состояния природы хорошо удалась здесь художнику. Именно такой, успокоенно-торжественной, часто представляется природа в предзакатные часы.
Поленов был, по сути дела, первым из современников Коровина, кто по-настоящему оценил его дарование. Он вложил много сил в художественное образование своего любимца и имел все права называть его своим «художественным ребенком». И действительно, важнейшими навыками профессионального мастерства - свободным владением перспективой и рисунком, пониманием пленерной системы цвета, даже серьезным отношением к кухне живописного мастерства - всем этим Коровин был обязан поленовским урокам.
Но Поленов же был и первым, кто усомнился в результативности творческих поисков Коровина. Уже тогда ему очень не нравилось тяготение его любимца к этюдной форме живописи, которая порой вела к неряшливому письму; он старался приучить Коровина к ответственности за каждый мазок. Иногда он сажал ученика рядом с собой и заставлял его писать подобно себе, быть может, нарочито аккуратно. Так, пейзаж Поленова «Деревня Тургенево» (собрание Н.С.Арженникова), датированный 1885 годом и исполненный подчеркнуто добросовестно, писался Поленовым специально для Коровина, сидевшего во время работы рядом с ним и повторявшего мазок за мазком все, что делал учитель. Ошибки, которые Коровин допускал, принимались Поленовым за легкомысленную небрежность и всегда чрезвычайно сердили его. «Много еще Константину надо работать, - писал он жене в 1891 году, - чтобы из его таланта выходили настоящие чудеса живописи, а не перепутанные, с недописками и недохватками».
Но все же в большинстве своем произведения Коровина ученических лет и по тематике и ее трактовке были связаны с традициями русской передвижнической живописи. В полной мере это касается пейзажей художника. «Он любил писать задворки деревень; ему нравилось старое посеревшее дерево», - рассказывал А.Я.Головин. Сразу вспоминается «Мостик» (Государственная Третьяковская галерея), написанный художником в середине 1880-х годов. Деревянный мосток перекинут через узенькую речушку, окаймленную густым кустарником; дорога, бегущая за мостиком, силуэты крестьянских изб, виднеющиеся из-за леска...
И изобразительные средства, использованные здесь Коровиным, также связаны с традициями современного ему русского реалистического пейзажа. Композиция картины построена так, что взгляд зрителя следует по мостику, проселочной дороге, изборожденной колеями, к задним планам, где виднеются крыши крестьянских изб. Вновь использует художник диагональный разворот дороги для передачи пространственной глубины, которая еще более ощущается благодаря пленерной цветовой гамме. Неторопливо и внимательно кладется легкий мазок, тщательно выписывающий передние планы, прогретую солнцем землю, придорожный столбик, особенно строго очерченную тень возле, неровные бревна мостика, листву ажурного кустарника.
В 1883 году, на втором году ученичества в мастерской Поленова, Коровин создал произведение, занявшее особое место в его раннем творчестве. Это был широко известный ныне «Портрет хористки» - работа столь самобытная, что трудно признать в ней руку неопытного ученика.
«Хористка» - портретный этюд неизвестной артистки. В Харькове, в общественном коммерческом саду, всего в один сеанс написан он. Как подавляющее большинство произведений Коровина, этюд этот, сохранив первоначальную свежесть красочного покрова, до сих пор пленяет удивительной гармонией своего колорита.
следующая страница...
|