Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

Декорации I акта - улица в заречной слободке Берендеевке. Справа приютилась крытая соломой серенькая избушка Бобыля. На втором плане (на полуарке) разместилась огромная раскидистая береза. Слева два диагональных боковика заняли богатые хоромы Мураша и других именитых берендеев. Сцена замыкается полуаркой (третий план) и живописным задником с изображением утопающей в сочной молодой зелени слободки. Отметим здесь удачный композиционный прием Коровина, способствующий монументальности сцены. Линии плетня, взбирающегося на холм, вьющейся дорожки в слободку, даже расстановка изб образуют форму своеобразного рупора, раскрывающегося на зрителя, что усиливает впечатление большой сцены. Оформление первого действия - также важное звено в спектакле. Здесь утверждается основная мысль «Снегурочки» - прославление русской природы. В ее образе живет тот всеобъемлющий пантеизм, который переполнял сердце композитора, когда в Стелеве, наедине с природой, он в восторженном порыве создавал эту чудесную оперу.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


«Хмелинушка, тычинная былинка, высоко ты по жердочке взвился, широко ты развесил яры шишки». В этой страстной мольбе обиженной Купавы достаточно точно определяется Островским время действия первого акта - середина жаркого лета, когда кудрявый хмель уже набрал свою силу. Васнецов, помещая в своем эскизе цветущий подсолнечник, следует указанию автора. Стремясь воссоздать в опере картину развития природы в последовательной смене времен года, а также для того, чтобы подчеркнуть значение весны, несущей земле жизнь, Коровин избирает временем действия I акта позднюю весну, когда все краски природы исполнены какой-то особой буйной молодой силы. Не случайно композиционным, да и, пожалуй, смысловым центром здесь является только что распустившаяся красавица-береза - олицетворение русской весны.
«Снегурочка» Римского-Корсакова - одна из совершеннейших национальных опер. Композитор поистине звукописал русскую природу, быт, мироощущение человека Древней Руси. Поэтому связи с народной основой в изобразительной партии были совершенно необходимы. Эти связи - одно из основных достоинств коровинской работы.
Декорации Коровина поражают верным чувством национальной архитектуры. Не следует искать в них исторической точности. Фантастическая оболочка сказки и тут вполне допускает отклонение от достоверности. Коровин достаточно свободно трактует архитектурные пропорции древнерусского жилища. Он вводит также вымышленные архитектурные формы, свои излюбленные высокие кровли в виде усеченных пирамид и конусов - своеобразная интерпретация мотивов сторожевых башен. Но художник отводит им второстепенное место, помещая на задних планах сцены. Основой его декорационного замысла является переработка исконных русских национальных мотивов. Мощь огромных бревен, рубленых хором Мураша, верное расположение в стене оконных проемов, тактичный орнаментальный декор, высокие коньки на крышах, расписные узорчатые ставни, типичная, встречающаяся и поныне в старых постройках высокая крытая лестница в III акте и мощная поперечная балка-матица во дворце Берендея (III акт) - все это отнюдь не напоминает ретроспективные тенденции современной Коровину модернистской архитектуры, а говорит о понимании Коровиным духа архитектуры Древней Руси.
Но, конечно, очарование коровинской «Снегурочки» кроется прежде всего в колорите. Живописная палитра художника производит впечатление поистине беспредельной. Он смело использует законы оптического смешения цветов, широко применяя завоевания импрессионистической системы раздельных мазков, но не отказывается и от смешения красок. В каждом куске декорационного холста ощущается рука истинного колориста, чувствуется тонкий и точный колористический расчет, торжествует живописная гармония, строящаяся и па тонком цветовом нюансе, и на живописном контрасте. Как точно, например, взят красновато-желтый цвет сосновых, еще свежих бревен хором Мураша; его хорошо усиливает контраст - буйно разросшийся молодой хмель; как оправдан общими задачами колористического ансамбля звонко-красный, вдали чуть похолодненных цвет крыш на заднике, столь свободно вписывающийся в легкое серо-голубое с розовинкой небо. А в густых зеленях весенних трав в глубине сцены, на обласканном солнцем пригорке приобретают особую звучность желтые поля одуванчиков. Но контраст полярных по своей природе красок здесь далеко не единствен. Он проходит в значительно более сложных вариациях цветов, главным образом в сложной шкале красных, в которых активно спорят холодные и теплые оттенки. В окружении теплых красных рдеют густо-малиновые декоративные ягоды на ставнях хором Мураша, а горячие солнечно-оранжевые, что на стенах, буквально полыхают, насыщая все вокруг ощущением животворящего тепла.
Во втором акте Коровин строит действие не в открытых дворцовых сенях, как указывалось в либретто, а возле дворца, на его широком дворе. Слева в излюбленном художником диагональном развороте величественно возвышаются дворцовые открытые сени, а в глубине сцена замыкается крытой тесом высокой бревенчатой лестницей. В такой интерпретации декорации более приспособлены для широкого развертывания массовой сцены - суда над Мизгирем, на который по царскому зову сошлись берендеи. Что же касается самого берендеевского дворца, то Коровий воссоздает его согласно уже установившимся в его творчестве традициям. Те же преувеличенные архитектурные пропорции, благодаря которым достигается впечатление монументальности, отсутствие вредящих ей мелких деталей, такая же массивная матица, разузоренные деревянные столбы-колонны. И остроумная деталь: для большей внушительности в деревянном дворце - каменные массивные проемы окон. И все же благодаря богатству живописной фантазии художника чувство новизны не теряется. Ведь ни один из многочисленных узоров, покрывающих дворец, не повторен, а те немногие цвета, которыми расписаны сени, - солнечно-оранжевые, как бы набирающие силу цвета от умело положенных возле желтых, холодно-красных, зеленых, и любимые Коровиным многообразные охры - использованы здесь поистине виртуозно.
Правда, не все в декорациях II акта исполнено достаточно ровно. Как-то не по-коровински скучно написан живописный задник. Неопределенные приторно-сладкие гроздья цветущего куста на переднем плане справа отнюдь не образец художественного вкуса. Да и сама живописная оркестровка здесь несколько упрощена. Слишком уж прозрачны те цели, ради которых первый план справа занят необходимой для колористического равновесия оранжевой колонной с грубоватыми фиолетовыми тенями на ней.
Пейзаж - наиболее сильная сторона искусства Коровина не только в станковой, но и в театральной живописи. В оформлении «Снегурочки» пейзаж - доминанта. Количественно он занимает основное место, присутствуя во всех актах, кроме второго. Декорации же 1-й картины пролога, III и IV актов - чистые пейзажи. Это обилие пейзажных сцен не вносит, однако, монотонности в спектакль. Они удивительно разнообразны.
Каждая картина - новый художественный образ. Пожалуй, наиболее оригинальны в этом отношении декорации III акта.

следующая страница...



   » 

  "Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и я видел, что я даю им радость." (Коровин К.А.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100