Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре

В сравнении с этюдом картина более усложнена в композиции и закончена в исполнении. В нее введены вторая фигура испанки, ковер, натюрморт на заднем плане, стул с накинутым на него пледом и опущенные жалюзи. Столь удачно решенная в этюде воздушная перспектива здесь несколько потерялась. Балкон теперь не производит впечатления высоко висящего в воздухе. Композиция картины стала более замкнутой и интимной; все это усилило ее образный строй. Прислонившись друг к другу, молодые женщины стоят у открытой двери балкона, живо увлеченные чем-то происходящим на улице. Коровин целиком сосредоточивает внимание зрителя на их фигурах; в то же время незримая связь испанок с жизнью города обогащает картину, делая ее содержание более широким. Они приковывают внимание зрителя не только потому, что композиционно занимают центральное место в холсте.

Здесь играет роль и замкнутость композиции, и контраст белого и черного в их одеждах, выделяющих их в тактично написанном, словно под сурдинку живописном окружении и, наконец, та живая связь с человеком, которая ощущается в интерьере. Она читается и в как будто бы случайно сдвинутом стуле с небрежно наброшенным на него пледом, и в обгоревшей свече на столе, и даже в заботливо поставленном в вазу букете цветов. Здесь нет ничего нарочитого, придуманного, фальшивого. Все дышит естественностью, простотой и поэзией. Поэтичны сами испанки: оживленная нарядная Леонора и грустно-задумчивая, облаченная в темные одежды Ампара, поэтична их нежная дружба, поэтична вся эта чудесная картина с ее строгим благородным теплым колоритом, в который так тонко вплетены оживляющие пестрые узоры пушистого ковра.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


«Испанки» особенно значительны в творчестве Коровина потому, что здесь окончательно определяется важная особенность цветового строя его живописи. А ведь цвет является основой для выражения мироощущения живописца. Колористический строй картины держится на теплой, «согревающей» ее красочной гамме, на любимых им впоследствии охрах. Они столь же важны для определения сущности искусства Коровина, как, скажем, чистый, благородный голубец Андрея Рублева или фиолетово-топазные тона взволнованных гамм Врубеля.
Коровинские «Испанки» пользовались большой популярностью. Эта картина выставлялась значительно больше, чем многие другие работы художника. Она же была первым произведением Коровина, выставленным им в Товариществе передвижных художественных выставок.
Участники того поленовского кружка, где Коровина особенно любили, с волнением ждали телеграммы об участи «Испанок». «Никогда не приходилось так волноваться из-за передвижной выставки, - писала мужу Н.В.Поленова, - а теперь пришлось быть в самом центре заинтересованной горячо молодежи».
К большой радости кружка, «Испанки» хорошо были приняты на жюри - тринадцатью голосами из шестнадцати наличествующих. Несмотря на значительные произведения, экспонировавшиеся на XIV выставке Товарищества - «Пустынник» М.В.Нестерова, волжские пейзажи И.И.Левитана, «По реке Оке» А.Е.Архипова, И.Е.Репин отметил именно картину Коровина. Так успешно прошел у передвижников дебют молодого художника.

Живопись Коровина. Глава 4

В художественном наследии Коровина портрет и по количеству созданных произведений и по их художественной полноте занимает далеко не первое место. Большинство его портретов в сравнении с работами таких портретистов-психологов, как В.Г.Перов, И.Н.Крамской, И.Е.Репин и В.А.Серов, кажутся легковесными. Из ранних портретов художника исключением в этом отношении является группа женских портретов, написанных им с близких знакомых и друзей. К ней можно отнести в первую очередь портреты М.Н.Мамонтовой и Т.С.Любатович, исполненные в конце 1880-х годов. По своей естественности, искренности и вдумчивой характеристике они в той или иной степени близки к ранним портретам Серова, в которых все эти качества получили наиболее совершенное выражение.
Особенно близок к серовским работам портрет М.Н.Мамонтовой. В нем соединяются обаяние модели и поэтичность образа. В юном милом облике Мамонтовой чувствуется скромность, серьезное, вдумчивое отношение ко всему, что ее окружает: девушку эту отличают собранность и внутренняя чистота - все, что так трогает нас в «Девочке с персиками».
Очень хорошо написана голова Мамонтовой, любовно положен каждый мазок, тонко моделирующий форму. Она лепится здесь тончайшими светотеневыми градациями без тех резких стыков плоскостей, наличие которых в живописи делает ее грубой. (Вспоминается, как В.Г.Перов, еще в годы ученичества Коровина, ставил в пример другим своим ученикам, «как работает голову пейзажист».) В дополнение характеристики художник удачно вылепил и правую руку с удлиненными чуткими пальцами.
Но на этот раз Коровин не довел портрет до того состояния сделанности, которая была присуща его картинам 1880-х годов. Несомненно, он был вправе более детально воссоздать пластику лица и более обобщенно написать все остальное. Ведь еще в свое время К. П. Брюллов говорил, что писать портрет нужно именно так, но художник еле наметил кистью, двумя-тремя грубоватыми мазками левую руку Мамонтовой и очень приблизительно обозначил кресло, на котором она сидит. Портрет этот не подписан. Быть может, он незакончен? А может быть, художник и не собирался его заканчивать? Это вполне возможно, так как ряд работ Коровина конца 1880-х годов свидетельствует о том (мы об этом будем говорить позже), что понимание законченности произведения начинает претерпевать в его творчестве существенные изменения.
Второй портрет - солистки Русской частной оперы Т.С.Любатович (вторая половина 1880-х гг., Государственный Русский музей) - один из наиболее известных в творчестве Коровина. Искрящаяся радость молодости - основа образной трактовки - составляет его неповторимое своеобразие. Как и портрет Мамонтовой, он вызывает у зрителя волну особой к себе симпатии. Надолго остается в памяти лицо Любатович, русское округлое лицо с ласковыми, открыто смотрящими на зрителя бархатными, с лукавинкой глазами и пухлым, немножко детским ртом, тронутым легкой улыбкой. Яркие краски свежей летней зелени сада и скромный букетик только что сорванных полевых цветов на подоконнике еще больше оттеняют прелесть молодого, жизнерадостного существа.
Коровин хорошо продумал композиционное построение портрета. Удачно поставленные акценты черного на платье, вертикаль оконной рамы и коричнево-черная полоса драпировки справа, проходящая почти через три четверти всего холста, темная обивка кресла и темный пол придают композиции прочную устойчивость.

следующая страница...


  "Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности.
То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том,
что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100