"Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре
Так называемые пленерные портреты появляются в русском искусстве во второй половине 1880-х годов. Но и тогда они были единичны. После «Хористки» Коровина следует чудесный акварельный портрет Э.Л.Праховой М.А.Врубеля (1885, собрание Н.М.Прахова, Киев), затем идут шедевры В.А.Серова - «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Портрет Любатович Коровина восходит также к этой группе основополагающих пленерных портретов в русской живописи.
Художник использует буквально каждый кусочек холста, чтобы показать все богатство и разнообразие «живого», реального цвета. Платье молодой женщины, словно сотканное из нежных серо-розовых, серо-голубых перламутровых тонов, оживленных бирюзой корешка книги и острыми «ударами» черно-коричневого бархата на вороте, рукавах и корсаже, - это и достижение пленера и действительно красивый кусок живописи.
К двум последним портретам, выделявшимся в творческом наследии Коровина более тонкой индивидуальной характеристикой, примыкает небольшой портрет итальянской певицы Солюд Отон (собрание Т. В. Гельцер). Он был исполнен в марте - апреле 1891 года, когда артистка гастролировала в составе итальянской труппы в Русской частной опере. Кочуя по частным коллекциям, этот превосходный портрет оставался неизвестным широкому кругу зрителей до 1952 года, когда он появился на выставке произведений русских художников из частных собраний в Москве.
Из всех портретов Коровина он наиболее эмоционален. В широко открытых, обведенных синевой усталости, сверкающих жгуче-черных глазах Солюд Отон, в ее горестно приподнятых бровях и нежном сомкнутом рте читается затаенная печаль, сообщающая яркой красоте молодой женщины особую одухотворенность.
Не случайно Коровин выбирает форму погрудного портрета. Лишь намечая легкой и живой кистью одежду своей модели, конкретизируя платье немногими, умело положенными мазками, художник сосредоточивает все внимание зрителя на бледном лице артистки.
Почти вся поверхность холста написана жидким слоем масла, но если фон пройден быстрыми темпераментными мазками, оставляющими в некоторых местах открытым теплый подмалевок (это, как и в репинском портрете П.А.Стрепетовой, поднимает общий динамический тонус живописной поверхности), то голову Солюд Отон художник моделирует очень бережно, тончайшими цветовыми и светотеневыми градациями, краски здесь мерцают словно драгоценности на темном глубоком по цвету покрове фона. «Чисто испанец старинный», - вспоминаются слова И.Е.Репина, сказанные им позднее по поводу картины Коровина «Девушка осенью». Здесь они применимы, пожалуй, еще в большей степени. По силе чувства, благородству колорита, темпераментности живописи портрет Солюд Отон действительно перекликается с искусством старых испанских мастеров.
Д.Коган справедливо усматривает в нем также «ноты, близкие «музыке» Врубеля». Начало 1890-х годов было временем наибольшего сближения обоих художников. Врубель, обосновавшись тогда в Москве, подолгу жил у Коровина в мастерской. И как ни противоположно сложились творческие судьбы обоих художников, Коровин, безусловно, был захвачен взволнованной романтикой могучего врубелевского искусства.
Первую половину лета 1889 года Коровин провел в имении княгини О.П.Орловой Отрадино в Саратовской губернии. Оттуда художник привез большой портрет хозяйки дома (вряд ли можно назвать его удачным) и несколько пейзажей. Два из них - очень свежие и радостные по цвету этюды «Углич» (собрание П.Н.Крылова) и «Кострома» (собрание Н.H.Соколова) - были сделаны художником во время пути в Отрадино. Третий пейзаж - «Мальвы в Саратовской губернии» (Музей-усадьба В.Д.Поленова), написанный, очевидно, в окрестностях имения Орловой, представляет собой одно из лучших достижений художника.
Крамской писал под впечатлением искусства Александра Иванова: «Свобода исполнения и, так сказать, легкость труда, не говоря уже о богатстве колорита, есть и составная часть обворожительного и необходимое качество для приковывания глаза». «Мальвы в Саратовской губернии» обладают всеми этими чертами. Картина написана непринужденно, свободно и легко, «нерукотворно», как любила говорить Н.В.Поленова, которой Коровин подарил пейзаж. В манере его исполнения художник обрел ту золотую середину, когда зритель, забывая о средствах исполнения, целиком подчиняется обаянию воспроизведенного. Не впадая в декоративность, казалось бы кроющуюся в самом сюжете, Коровин увязывает пестроту разноцветных мальв и зелень густой травы в единый тональный аккорд, уже в пределах тональности развертывая перед зрителем все богатство и многообразие цвета.
Облачный денек как бы одевает все вокруг в серые одежды. Мягкий воздух, насыщенный влагой, притушил яркие расцветки мальв и интенсивную зелень травы. Белые, палевые, розовые, изредка бархатисто-красные, потерявшие от многочисленных нюансов тупую определенность локальной окраски, цветы словно окутаны тончайшим слоем - дымкой воздушной пыли. Бирюзово-серые тона крыши одиноко стоящего домика легко «вливаются» в голубовато-серый цвет легких перистых облаков. Пейзаж приковывает внимание зрителя, надолго остается в памяти, вновь и вновь вставая перед глазами. В легком, чуть обесцвеченном колорите и непринужденности проникновенного исполнения - главное очарование «Мальв». Это и определяет поэтический строй картины, заставляющий природу, здесь изображенную, звенеть как песню.
Именно тогда, в Отрадине, занес в свой рабочий альбом художник строки, которые как нельзя лучше раскрывают сущность этой работы: «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». И еще: «Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа».
Композиция «Мальв» несколько необычна для Коровина, хотя она также может служить прекрасным примером умения художника передавать глубину пространства. Здесь нет столь часто встречающихся в его работах убегающих в перспективном сокращении линий, но взгляд зрителя как бы проникает вдаль, вслед за стройными стеблями мальв, возвышающихся над травой, которые своеобразным ритмом служат здесь пространственными ориентирами.
Коровин не любил девственной природы, суровых лесов, могучих вековых деревьев. Как это видно из подавляющего большинства его пейзажей, не только ранних, но и поздних, изображенная в них природа всегда обжита человеком и так или иначе с ним связана. Крестьянские избы, фигуры крестьян, крестьянские лошадки, простая сельская природа фигурируют в большом количестве его пейзажей средней полосы России. Подобное восприятие родной природы Коровиным ставит его пейзажи, с их ярко выраженным национальным чувством, в один ряд с работами лучших представителей русского реалистического искусства - А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Левитана. К Коровину-пейзажисту также приложим тот лестный эпитет,
которым Иг.Грабарь наделил Серова - «крестьянский!».
следующая страница...
|