Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


Молодость духа и творческое горение - вот чем отмечен период Абрамцевского кружка и Частной оперы. В Абрамцеве постоянно гостили и работали Васнецов, Поленов, Репин и многие другие художники. Рядом, бок о бок творили друзья: Левитан, Серов, Врубель. В 1896 году к ним присоединился двадцатитрехлетний Федор Шаляпин.

Шаляпин быстро вошел в круг завсегдатаев мамонтовского дома. «Наиболее правились мне Врубель, Коровин, Серов», - писал он впоследствии. Именно эта троица имела на Шаляпина огромное влияние, и как состоявшийся великий артист, а не только певец, он без сомнения обязан им. Будучи много старше его, они помогали ему во всем. Воспитывали его вкус, помогали в создании сценических образов, придумывали костюмы, восхищались им, но нередко и бранили. «Я знал, что Врубель, как и другие - Серов и Коровин - не говорят пустых комплиментов; они относились ко мне по-товарищески серьезно и не однажды очень жестоко критиковали меня. Я верил им... Их суд был для меня высшим судом», - рассказывал Шаляпин.

Время, когда в 1896-1899 годах Федор Иванович выступал на сцене Русской частной оперы, а Коровин и другие замечательные художники оформляли оперные спектакли, было периодом ее расцвета. А в 1899 году, когда Савву Ивановича Мамонтова постигла катастрофа (его отдали за предполагаемую растрату под суд, но потом оправдали), «Коровин, - по словам сына Мамонтова, - отнесся к этому несчастью слишком безучастно и устроился декоратором императорских театров, расставшись с прославившей его Частной оперой. Одновременно и Шаляпина переманил к себе в Большой театр Теляковский, директор императорских театров. Этой измены Частной опере, воспитавшей и выведшей их обоих в большие люди, отец до конца жизни своей не мог простить своим бывшим любимцам».

Кончалось XIX столетие. Начинался новый, беспокойный век. Молодость осталась позади. Зрелость пока не уменьшила задора и творческих порывов, но все же заставляла беспечного Коровина серьезнее смотреть на жизнь.
В конце 1890-х годов он женился на красивой хористке Частной оперы Анне Яковлевне Фидлер. Брак был странный и грустный. Коровин ни разу не написал ее портрет (по крайней мере таковой неизвестен), ни разу не упомянул се на страницах своих очерков и рассказов, где проходят все близкие ему люди. Он долго жил с ней тайно, не оформляя брака, и венчался, кажется, уже после рождения ребенка (сын Алексей появился на свет в 1897 году). Никогда не приводил к ней друзей, хотя остальные его романы (и до, и после женитьбы) протекали открыто и весело.
Дарил ли он ей драгоценные камни, которые очень любил за красоту игры и сам постоянно носил? Известно, что жене своего лучшего друга, когда были деньги, дарил драгоценности с сапфирами и жемчугом, упрекая Серова, что тот не покупает Ольге Федоровне украшений. Хочется думать, что и Анне Яковлевне перепала эта толика мирских радостей. Радостями же семейной жизни, видимо, она оказалась обделена.

По отдельным сохранившимся воспоминаниям, она любила мужа, но была слишком мещаниста и совсем не понимала его. «Живет Костя одиноко, - писал в дневнике Переплетчиков в 1902 году, - есть у него подруга Анна Яковлевна, любит она его до самозабвения, переносит все его чудачества и капризы». Конечно, и богемистый художник для семьи, как говорится, не подарок.
Но и у него были серьезные причины постоянно бежать из дома. В 1910 году Коровин писал: «...Она подрывает всю нравственную основу человека. Все ложь, обман, насилие, приставание, прочие свойства... Усталость позы, лень, невнимание и презрение даже к делу,- во всем, чем я занят». Последнее было особенно больно Коровину и, вероятно, полностью отвращало от жены, связь с которой не прерывал только из-за сына. Всеволод Мамонтов писал: «Знаю хорошо, как он обожал сына Лешу и как бестолково воспитал его». Он же замечал, что беспорядок в квартире Коровиных был «невообразимый» и приходилось только удивляться, как это допускает его жена. А дочь Серова вспоминала, что Коровин нередко прибегал к отцу, вызывал его на лестницу и там, взволнованный, обсуждал с ним свои семейные конфликты.

Такие отношения сохранились до конца дней. Правда, во время войны и революции трудности, да и возраст изменили Анну Яковлевну. Она стала тучной и «сумрачной» женщиной, которая взяла на себя тяготы бытовых забот о муже и сыне-калеке. Но в главном - понимании - все осталось по-прежнему. За два года до смерти Коровин с грустью говорил своему знакомому: «Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я - одинок!»
Конечно, он и сам, наверное, был виноват. «Написанные художником прекрасные розы достаются публике, шипы остаются дома», - писал Вышеславцев.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Очевидно, Господь наделил его только даром дружбы. Дружбы со сверстниками, верной, крепкой, всепонимающей. К его горю, летом 1900 года скончался Исаак Левитан.

На парижской выставке, принесшей шумный успех Коровину еще были выставлены четыре картины его умиравшего друга.

Были там и керамические работы Саввы Ивановича, за которые он получил золотую медаль.
Только в тот момент они уже, практически, не общались. Потом их отношения (как и общение Шаляпина с Мамонтовым), благодаря Сергею, любимому сыну Саввы Ивановича, возобновятся. Но это уже будут отдельные, редкие встречи и письма. Душевная и творческая пятнадцатилетняя связь в прежнем виде прервется окончательно.

Почему так случилось? Ну, с Шаляпиным понятно: входил в славу, жаждал более крупной сцены, да и срок общения с Мамонтовым был не долог - менее четырех лет.
А Коровин? Бросить старшего друга и, во многом, благодетеля в трудный для него период, - ведь это нечто вроде предательства. Хоть Коровин и подписал теплое, благодарственное письмо, отправленное художниками Мамонтову в тюрьму, чтобы поддержать его, но не стал ждать, поправятся ли его дела. Ушел. Почему? И почему вечный борец за справедливость Серов продолжал также тесно дружить с Коровиным после этого? Думается, потому, что внутренний отход от Мамонтова начался (не только у Коровина, но и у Серова) много раньше.

Истинный творец не может все время идти в упряжке с кем-то, не может быть непрерывно связанным волей одного, хоть и замечательного человека.

Продолжение


  "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то что он красив - в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком,
отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку на кончике пера." (Коровин К.А.)



Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100