Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


А сколько потом появилось Весен и Ранних снегов в русской живописи: Серов, Виноградов, Остроухов, Грабарь, Бакшеев - разве всех перечислишь! Но все они шли уже следом за Коровиным. Параллельно с ним развивался лишь Левитан. Они вместе работали на природе, вместе под руководством Поленова овладевали пленэрной живописью. И все же даже из них двоих Коровин шел впереди. Левитан, по мнению академика Дмитрия Сарабьянова, скорее, завершал пейзажную живопись XIX века, отдавая предпочтение передвижническому пейзажу-повествованию, а Коровин как бы порывал с XIX веком, открывая новый этап русской живописи - русский импрессионизм, который вводил уже в век XX.
Импрессионистические устремления Коровина проявились очень рано. Артистичный, восприимчивый, легко поддающийся сменам настроения, влюбленный в красоту, Коровин словно самой природой был создан для служения этому стилю. Уже «Портрет хористки», написанный им в 1883 году, задолго до появления «Девочки с персиками» (1887) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888) Серова, полностью отходит от тональной, сдержанной по краскам манеры передвижников. Но именно потому, что Хористка была первой из подобных работ, она не прозвучала, не была понята и принята многими современниками (как нередко случалось с коровинскими работами). И по той же причине - первая, непонятая - эта работа была очень важна для Коровина.
Не случайно впоследствии он даже сделал большую надпись на обороте холста: «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном коммерческом саду. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал С.И.Мамонтов что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной!!?? Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, т.к. он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Я не был с этим согласен, и этюд этот был снят с выставки. Модель эта была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».
Николай Мосолов - член комитета Московского общества любителей художеств, которое, следовательно, и отвергло Портрет хористки. Но Коровину и не приходилось рассчитывать на признание (хотя, судя по восклицательным и вопросительным знакам после слова «непонятной», он очень переживал и удивлялся). Ведь он почти освободился здесь от традиционного типа портрета, с его психологическим подтекстом и строго выверенной композицией, свойственной картине. Он и сам называет эту вещь этюдом. Художник как бы случайно увидел эту не слишком привлекательную женщину на фоне ярких летних красок и запечатлел ее сиюминутное состояние. Изумрудный цвет зелени, голубизна платья, золотистость головного убора, типичные декоративные черты коровинской живописи, расцветшие потом в его театрально-декорационных работах, придали модели легкость, украсили ее.
Коровину свойственно любование радостными красками окружающего мира. Но зритель и коллеги-художники еще не привыкли к подобной живописи, к широкому, словно аляповатому мазку, к превалированию общего лирического настроения над внутренней характеристикой изображаемого человека.
Даже в первой половине 1890-х годов художник Николай Досекин писал: «Коровин идет по многотрудному пути лиризма живописи, запечатления субъективных настроений, иногда до неузнаваемости преломляющих окружающую нас обыденную обстановку... Оценят его лишь немногие, умеющие видеть сквозь тусклое стекло недовыраженности». А ведь к этому времени появилось уже порядочно живописных работ подобного, нового направления. Что же говорить о признании первой - Хористки, написанной на десятилетие раньше.
Интересно, что ив 1891 году, когда Савва Иванович Мамонтов, подшутив над Репиным, показал тому этюд Коровина (голова женщины в голубой шляпе на фоне сада, освещенного солнцем), выдав его за работу испанца, Репин поверил. «Да, испанец, - сказал он. - Это видно. Смело, сочно пишет. Но только это живопись для живописи». Рассказ Коровина об описанном эпизоде подтверждается письмом Поленова к жене, тоже 1891 года: «Сегодня я обедал у Репина. Он только что вернулся с нашей выставки и ужасно хвалил ее. Особенно ему нравится... по живописи Коровин. Он говорит, что чудесный прием, чисто испанец старинный, только строже надо рисовать и вообще учиться - талант огромный...».
Талант признавали все, даже корифей Репин. Но никак не могли смириться с тем, что писано как-то не так, как было принято. Слишком вольно, слишком нарочито, отдельными мазками, красочными пятнами. Зачем это? «Живопись для живописи»? Но ведь только так, через непосредственность восприятия, через этюдность и можно было направить русскую живопись по пути дальнейшего развития, к свету, краскам и воздуху. К этому призывал еще основоположник передвижничества Крамской, понимая, что «без живописи, живой и разительной, нет картин». Сейчас трудно поверить, что когда в 1888 году Павел Михайлович Третьяков купил Девушку, освещенную солнцем Серова, то художник Владимир Маковский, возмущенный приобретением картины, сказал коллекционеру: «С каких пор, Павел Михайлович, Вы стали прививать Вашей галерее сифилис?» (Подобное высказывание приписывается и Прянишникову, называвшему, кстати, поиски Коровина «антимониями»).


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Старшему поколению художников не нравилась новая, яркая, свободная манера письма. Так, раньше многим музыкантам не нравилась сочная музыка Мусоргского, воспринимавшаяся порой как какофония. И Коровина не случайно сравнивали с Мусоргским. По поводу этюда Хозяйка, принятого на XXIV Передвижную выставку уже двадцатью тремя голосами из двадцати пяти, критика писала: «Хитрое выражение лица "хозяйки", платье которой написано мазками невероятной ширины, свидетельствует о несомненном таланте автора. Это нечто вроде Мусоргского в живописи». Сам Коровин также часто сравнивал живопись, особенно пейзажную с музыкой. В его рабочем альбоме за 1891 год есть, например, такая запись: «Пейзаж... должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Новое всегда пробивает дорогу с трудом. Коровин упорно шел по новому, нетореному пути, всячески поддерживаемый и направляемый Поленовым. Василий Дмитриевич первым стал экспонировать на выставках этюды как самоценные картины. Придавал этюдам большое значение, чувствуя, очевидно, что с течением времени первичное понятие «этюд» будет изменяться. Ведь этюдом в традиционном академическом понимании считалось произведение вспомогательного характера, художественное упражнение, писанное с целью развития живописной техники. Теперь же, у нового поколения, «этюдность» в творчестве означала более всего непосредственность в передаче изображаемого момента, ту искренность и правдивость, благодаря которой картина носит характер случайно подсмотренной сцепки или мгновения. Вопрос лишь в том, насколько законченным должен быть этюд. Важно не перейти эту грань недовысказанности, не засушить работу. К этому и стремился Поленов. И от учеников добивался естественности в отображении момента, в передаче световоздушной среды.

Продолжение



   » 

  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100