Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


Надо сказать, что перед началом работы они долго бились над композицией эскиза. При этом присутствовал Врубель, друг Серова еще по ученическим годам в Академии художеств, а теперь уже и друг Коровина, познакомившегося с Михаилом Александровичем во время поездки в Полтавскую губернию в том же 1886 году, когда встретился и с Серовым. По воспоминаниям сына Саввы Мамонтова, Всеволода Саввича (также присутствовавшего тогда в мастерской), Врубель смотрел, смотрел на муки их творчества и не вытерпел, схватил лист серого картона и в каких-нибудь полчаса написал одну из лучших своих вещей - Хождение Христа по водам. Протянул друзьям со словами: «Может это подойдет?».
Этот эпизод проходит в нескольких воспоминаниях. В частности у Игоря Грабаря. «Врубель сделал эскиз с такой волшебной маэстрией и так быстро, что оба приятеля были совершенно подавлены. По словам Серова, Врубель ясно видел их беспомощность в сравнении с ним... И Серов признавался, что... ему было больно и стыдно. Он слишком явно чувствовал все бесконечное превосходство этого человека в мастерстве и уменье и не раз говаривал, что "Врубель шел впереди всех, и до него было не достать"». Участие Врубеля нашло свое отражение в композиции, принятой друзьями. А эскиз Врубеля Коровин потом подарил Третьяковской галерее.
Сама же работа в Костроме не принесла художникам удовлетворения, хотя поначалу и показалось, что выполнили они ее неплохо. Даже Третьякову картина понравилась. Но позже Серов нелестно отзывался об их творении и просил знакомых художников не ездить его смотреть. Коровин же занес в свой рабочий альбом: «В искусстве нужно только писать и делать любимое... Кострома. Писал картину с Серовым и увял от скуки. Целые дни глупыми воображениями терзал себя, никакого света и жизни, никакой силы, только тяжкое уныние остается, бремя дел, на которые я не призван». Да, заказные работы ему (впрочем, и не только ему) редко удавались. Его лучшие вещи писаны по потребности души и непременно с натуры.
Зато в жизни Коровина костромская работа, а точнее совместная работа с Серовым, сыграла значительнейшую роль. Она подарила Коровину лучшего друга. После этого они уже не могли обходиться один без другого. Тогда-то, вернувшись в Москву, Серов предложил Коровину, имевшему в то время мастерскую в доме Червенко на Долгоруковской улице, пристроить там отдельную комнату и для него. Так и сделали. Серов переехал в коровинскую мастерскую, и началась их совместная дружеская жизнь и творчество. Вскоре к ним примкнул и Врубель. Он был особенный, ни на кого не похожий. Коровин всегда восхищался его умением спорить, не повышая голоса, необыкновенной эрудицией, изяществом фигуры, одежды и манер. Но более всего он был восхищен его талантом, и слово «гениальность» в воспоминаниях Коровина соседствует с именем Врубеля. К примеру: «Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности... Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность. Посмотрите рисунки Врубеля в Академии...». (Здесь, конечно, нельзя не заметить, что «гуляка Моцарт» - алаверды к самому себе.)
Когда Врубель переехал в мастерскую Коровина, он привез с собой акварель Воскресение, на которой тело Христа было рисовано, по словам Константина Алексеевича, все из мелких бриллиантов, а потому как бы светилось и горело. Коровин был потрясен гак же, как при виде рисунка Демона («рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной»). Коровина и Врубеля сближало не только творческое горение, но и непризнание их исканий. «Слово декадент было ново, вроде сволочи, почему-то применяли его ко мне и Врубелю, - писал позже Коровин. - Я-то знаю, что потому, что мы были неплохие художники». Каждый из трех друзей искренне восхищался достижениями друг друга или переживал неудачи.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


«Эти три художника - Коровин, Серов и Врубель - были друзьями, вместе прокладывали новые пути, - писал знакомый Коровина, философ, преподаватель Московского университета, а позже тоже эмигрант Борис Вышеславцев. - ... Интересно проследить жизнь всех трех художников на их творчестве. Серов получил здесь больше всего для своей живописи. Он находился под влиянием Коровина. Будучи талантливым рисовальщиком и человеком редкой трудоспособности и упорства, он старался освоить живописную насыщенность и пышность коровинских колоритов. Достигнуть этого он никогда не мог, так как был человеком совсем иного жизнечувствования, но все же живопись его стала сильнее.
Напротив, Врубель ничего не мог заимствовать у Коровина, так же как и Коровин у Врубеля. Это были мощные художественные индивидуальности, и каждая шла своим путем».
Материально художники жили трудно, но их, тридцатилетних, окрыляла дружба, творчество, совместные веселые пирушки с приглашением множества приятелей-художников, шутки, розыгрыши, живописные эксперименты, и вновь, и вновь - постоянные споры об искусстве. Богемная жизнь перемежалась с упорным трудом.
Замечательный портрет Коровина, написанный Серовым в 1891 году, - яркое отражение того периода их жизни. Более темпераментная, чем прежде, кисть Серова (результат творческого общения с другом) запечатлела молодого, жизнерадостного, полного юмора Коровина, сидящим в свободной позе на диване. Он облокотился на красно-белую полосатую подушку и чуть откинулся к стене. Стена, как рассказывал потом Константин Алексеевич дочери Серова Ольге, была такой холодной, что после позирования спина примерзала к ней. Серов, как обычно, работал долго, тщательно и очень медленно. Несмотря на это, портрет так и остался несколько незаконченным. Наверно, художник боялся «засушить» его. Но, будучи изумительным портретистом, Валентин Александрович так точно схватил и передал характер друга, что рецензенту в журнале Мир искусства не составило труда откомментировать портрет: «Конечно, художника выдают аксессуары, в виде палитры, этюдов, но и без них вы узнаете жреца искусства, ленивого, беспечного, великого в минуты вдохновения и неустойчивого в обычных отношениях жизни».
Шел один из самых счастливых периодов, переживаемых Коровиным в сообществе близких по духу людей. Позже, когда уйдут уже из жизни его ближайшие друзья, последним в 1911 году - Валентин Серов, Коровин скажет: «Со смертью Антоши от меня навсегда ушла надежда, что я не одинок, что у меня есть душевная опора... Горькая моя судьба - похоронить Врубеля, Левитана, а теперь и Серова!»
Но это случится еще через десять лет. А пока жизнь дарит радостью. Впереди много увлекательных открытий, интересных работ, и ближайшие из них сулит поездка на Север. Вместе с Серовым Коровин отправляется туда летом 1894 года.

Продолжение


  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100