Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


Живая атмосфера мастерских, в которой проходили эти споры-разговоры, максимально способствовала творчеству. Они смотрели и обсуждали работы друг друга, прислушивались к дружеским советам. Особенно тесно Коровин был связан творчески с Серовым, а позже и с Врубелем (как раньше с Левитаном). Лучших друзей, чем эти трое, Коровин не имел никогда. И все же самым дорогим был Валентин Серов, Антон, как звали его близкие.
Константин Коровин не помнил точно, когда и где он познакомился со своим лучшим другом. То ли в 1884, то ли в 1886 году (как считают теперь биографы) в вечерних ли классах Училища или в доме у Мамонтова? Не помнил потому, что не обратил поначалу внимания на невысокого, молчаливого юношу, который к тому же был моложе его на четыре года. Серов же сразу подпал под обаяние Коровина и постарался с ним сблизиться. И не так важно, в каком месте их свела судьба. Важно лишь то, что, найдя друг друга однажды, они уже никогда не порывали их прочнейшую дружескую и творческую связь, длившуюся двадцать пять лет, до самой смерти Валентина Александровича. Около четырех лет, в 1891-1894 годах они имели общую мастерскую, выполняли совместно работы: «Хождение Христа по водам» (1890); «Портрет Федора Шаляпина» (1904); декорации к «Юдифи» (опере, написанной отцом Серова - Александром Николаевичем) для постановок 1888 и 1908 годов; участвовали во внутренней отделке церкви в Абрамцеве. Друзья часто вместе писали на натуре, ездили на этюды во Владимирскую губернию в 1891 и, финансируемые Мамонтовым, на север, в 1894 году. Они вместе отдыхали, рыбачили, охотились, преподавали в студии Званцевой, вели вдвоем портретную мастерскую в Училище живописи.
В мамонтовском кружке, где любили прозвища, их в шутку называли «Коров и Серовин» или «Антон и Артур». Они словно жили единым дыханием, хотя найти двух более непохожих людей, казалось, было просто невозможно. Все современники, особенно знавшие их близко, описывают их несхожесть и неразрывность. Все искусствоведы и биографы обоих неизбежно обращаются к этим воспоминаниям. Процитируем и мы часть из них: «Из художников-сверстников Серов ближе прочих был дружен с Константином Коровиным, талант которого он очень высоко ценил... Странно было видеть тесную дружбу этих двух художников, столь различных по характеру, по привычкам и по образу жизни. Серов неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, "художественной" небрежностью в костюме. "Паж времен Медичисов" прозвал его Серов за вечно торчащую у него между жилетом и брюками белую рубашку. Серов был выдержанного, стойкого характера и очень определенного образа мыслей, Коровин же метался, как былинка по ветру... А как талантливы, как всесторонне талантливы были оба. Когда в хорошем расположении духа сойдутся они, бывало, конца края нет их остроумным шуткам, блестящим рассказам, метким имитациям... Серов и Коровин наперерыв начинали изображать различные типы. Особенно ярко запомнился мне "московский извозчик" Серова и "доктор" Коровина» (Всеволод Мамонтов, сын Саввы Ивановича).
«Коровин и папа были очень дружны. Папа любил Коровина нежно..., любил и ценил его исключительное художественное дарование и прощал ему многое, что другому бы не простил» (Ольга Серова, дочь Валентина Александровича).
«"Антон" и "Артур" (так прозвал Мамонтов Серова и Коровина) составляли... неразлучную пару... Коровин очень любил пейзажи Серова и Левитана... Серов относился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом. Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладал поразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником» (Головин).
«Трем предметам глубокой искренней своей любви Коровин оставался верен всю свою жизнь.., а именно - России, искусству и природе. Эта верная любовь к этим трем предметам любви и связывала Коровина с Серовым, этих двух людей, столь разных по природе и темпераменту - этих весельчака и меланхолика, этого шармера Костю, которым так легко было увлечься, и замкнутого в себе, обычно хмурого Серова, которого можно было любить или не любить, но на которого можно было положиться и которому до дна можно было поверить» (Щербатов).


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Не стоит дальше продолжать этот достаточно длинный ряд высказываний о друзьях-художниках. Важно выделить для понимания главное: творческое взаимообогащение двух одаренных натур (при превалирующем влиянии Коровина), положительное взаимовлияние на характеры друг друга (при заметном превосходстве Серова) и, конечно, общность - любовь к Родине, живописи, природе, чувство юмора, верность друзьям... В нравственном отношении присутствие принципиального, бескомпромиссного Серова давало прочную опору слабохарактерному, боявшемуся конфликтных ситуаций Коровину. Коровин, наверное, и старался в этом отношении равняться на друга. Но получалось далеко не всегда.
Так, например, когда в 1907 году у служащих всех казенных учреждений брали подписку-обязательство не становиться членами противоправительственных партий (а друзья были тогда профессорами Училища живописи), то Серов наотрез отказался дать подписку, хотя при этом ему грозила потеря места, да и ни в какую партию он не входил. Казалось бы, ну отчего не подмахнуть требуемую бумагу, как умолял его Коровин, сам сразу же подписавший документ. Но Серов остался непреклонен, обязательство не подписал, а в начале 1909 года сам покинул Училище в знак протеста против отказа «неблагонадежному» скульптору Анне Голубкиной в посещении занятий. Коровин па такие мужественные поступки был не способен.
Когда в 1910 году «Союз русских художников», куда входили оба друга, распался на две группы в результате резкого выступления Александра Бенуа против московских живописцев, Коровин в отличие от Серова, подписал под давлением приятелей возмущенное письмо обиженных, хотя сказал перед тем Серову, что не согласен с письмом и подписывать его не будет. И тут же начал выставляться во вновь организованном обществе петербуржцев во главе с Бенуа, под прежним названием «Мир искусства». Но что удивительно, и члены «Союза» и «мирискусники», у которых он выставлялся, с радостью принимали на выставки его работы, и никто на него не сердился, не считал отступником. Напротив, его всегда ждали, даже самые меж собой непримиримые. Усидеть на двух стульях редко удается. Константину Алексеевичу удавалось с легкостью. Он любил всех, и его любили все. Вот что значит обаяние личности, если даже Серов, отличавшийся особой стойкостью убеждений, все прощал другу Костеньке и, лишь снисходительно покачав головой, замечал: «Ну, молодец. Мне ругал составителей бумаги, а сам подписал. Он верен себе».
Их прекрасный тандем давал возможность обоим, работая рядом, повышать живописное мастерство. Они были исключительно внимательны к замечаниям друг друга. Если одному картина не нравилась, другой никогда не выставлял ее. Такая тесная дружба началась в конце 1889 года. Серов только что женился и нуждался в деньгах. Коровин получил в тот момент заказ написать большую картину Хождение Христа по водам для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики Третьяковых и Коншина, и пригласил Серова вместе выполнить эту работу. «Мы отправились в Кострому, - рассказывал Коровин, - и там прожили два месяца. Серов писал Христа, я - озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила».

Продолжение


  "Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа." (Коровин К.А.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100