Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


И прозвища «Костеньки» были легкие, радостные: «Веселый корабельщик» (Савва Мамонтов), «Лель» (Поленов), «Паж времен Медичи» (Серов). Нестеров называл его «Юным богом», Сергей Герасимов сравнивал с «Садко». Красиво и весело. Неужто, так и качался он на волнах любви и славы всю жизнь? Нет, конечно.
Его счастливый, блещущий талант был одновременно и даром небес и бедой. Тонко чувствуя все и всех, он был человеком незащищенным, что называется, «без кожи». Воспринимая жизнь открыто и радостно, он не умел бороться с трудностями. Перенеся в юности глубокое потрясение, он всячески старался избегать конфликтных ситуаций и потому бывал беспринципен и даже совершал порой некрасивые поступки. Будучи хорош собой и в обхождении прелестен, купаясь во всеобщей любви, не воспитал стойкости характера. Обогащенный талантом, считал необходимым трудиться не изо дня в день, а лишь по вдохновению.
Все в жизни взаимосвязано. И сильные стороны его богатой натуры нередко оборачивались слабыми. «Костя, как хамелеон, был изменчив, то он прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен, наивный и ко всему завистливый, доверчивый и подозрительный... В нем была такая смесь хорошего с "так себе". Все в нем жило, цвело и процветало. Костя был тип художника неотразимо действующего на воображение, он "влюблял" в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его "качества" покрывались его особым, дивным талантом живописца», - писал Михаил Нестеров о своем сотоварище по Училищу живописи. В целом эта характеристика, несмотря на некоторый субъективизм, верна и совпадает со множеством других.
В одном только ошибся Нестеров, может, - по незнанию, может, - сознательно, написав: «Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский свой путь».
Так думается, глядя на многоцветье его радостных полотен. Да, радостной, открытой творчеству, солнцу, людям была его душа, его живопись. Жизнь же сложилась по-иному.
В юношестве - самоубийство разоренного отца, безысходная бедность, трудности училищной жизни; затем неудачный брак, трагедия с единственным сыном, которому отрезало трамваем обе ноги; неприятие его живописи традиционалистами, частые, болезненные для него, упреки критики в декадентстве; потеря одного за другим всех близких друзей - Левитана, Врубеля, Серова; вынужденная эмиграция, а в конце жизни - одиночество, тоска по обожаемой России, попытки сына покончить с собой и опять нищета. Ну, и конечно, - Первая мировая, революция, начало Второй мировой войны. Хорош «легкий» путь! А по жизнерадостной его живописи не скажешь. Бывает и так.
Семьдесят восемь лет прожил художник Константин Алексеевич Коровин, поделив поровну свой жизненный путь между двумя веками: 39 лет в XIX веке и 39 в XX. Творчеству его словно было суждено явиться мостом в русской живописи - от старого метода к новому.
«Коровин был типичнейшим русским человеком. Сколько в нем было прелести, природного прельщения! Он притягивал к себе, и так хотелось ближе с ним сойтись», - писал Александр Бенуа. Мы уже лишены счастья подобного общения. Мы можем только деликатно приблизиться к нему, мысленно поворачивая время вспять, попытаться почувствовать, понять нашего талантливого соотечественника и насладиться его творчеством.

«Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайловича Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен двадцать четвертого того же месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходский священник Симеон Поспелов с причтом», - гласила запись в метрической книге московской Сергиевской Рогожской церкви за 1861 год.
Детство свое Константин Алексеевич помнил хорошо, с малых лет. Память у него всю жизнь была отменная. В преклонных уже годах живописал он отдельные сценки, детали, людей из детства так образно, что, читая, кажется будто мы сами были свидетелями его детской жизни, первых впечатлений и фантазий, его взросления и развития. Правда, быль и выдумка в его письменных и устных рассказах сплетаются воедино, однако некоторое мифотворчество не должно сбивать с толку. Ведь если даже в старости ему так, а не иначе представлялись отдельные эпизоды из детства, значит именно в таком виде они и оказали воздействие на его впечатлительную натуру, на становление характера.
Родом Коровины - из Владимирской губернии. Были они людьми вольными, «гоняли ямщину». Константин Алексеевич прекрасно помнил деда, огромного, сильного красавца, купца первой гильдии, дожившего до 93 лет. Дед арендовал у правительства тракты на Троице-Сергиев посад и далее на Ярославль и на Нижний Новгород (когда железных дорог еще не было). На него работало множество ямщиков, он владел постоялыми дворами, конюшнями с лошадьми, колясками и огромным особняком на Рогожской улице, с большим двором и прекрасным садом. В этом доме и появился на свет маленький Костя.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Дед, Михаил Емельянович был очень богат, крепок характером и независим, как и его отец, прадед Константина, названный Емельяном якобы в честь Пугачева. Но ни сыну своему Алексею, ни внукам - Косте и Сергею силу духа Михаил Емельянович, к сожалению, не передал.
Мальчик рос мечтательным и робким. «Я боялся всего, до позднего своего детства я не мог отойти от своих родителей, слишком нервный и впечатлительный», - писал сам Коровин. В его памяти вставали яркие приятные картины детства, очень разные, но все дорогие сердцу. Большой зал с колоннами в доме деда - музыканты на хорах, нарядные дамы в кринолинах на званных обедах, большая отцовская библиотека. Еще один дом - дом бабушки (по матери) Екатерины Ивановны Волковой, где мальчику было «так хорошо». Ковры, цветы в корзинах, фарфор в горках, мерцающий мягким золотом, старинный альбом, где, по рассказам бабушки, были стихи, вписанные самим Пушкиным, арфы. «Музыка арф так красива, и мне казалось, что эта музыка похожа на синее небо, - писал Коровин, - на облака вечерние, которые ходили над садом, где к вечеру розовела заря, и там за этим садом, там далеко, где-то есть мыс Доброй Надежды». И он убежал из дома вместе с двоюродной сестренкой в поисках этого мыса, но их поймали, спросили чьи они и доставили домой.
Милые теплые друзья детства - большой лохматый пес Дружок, медведь Верка и белая лошадь по кличке Сметанка - может именно они сделали его таким добрым, ласковым, открытым. Замечательное охотничье ружье, подаренное отцом, и самодельные удочки навсегда пристрастили к охоте и рыбной ловле. Протяжные песни ямщиков, как и звуки арфы, открыли мир музыки.
Душа Кости всегда требовала доброты, красоты, покоя и страдала от любой дисгармонии. Цветение сада, тишина речной заводи, зори и закаты, шум и запах леса - вот, что наполняло его радостью и восторгом. Поэтому, когда родители после смерти деда продали большой рогожский дом и переехали жить в Мытищи, тогда деревню, Костя был просто счастлив. «Я не замечал, что была разница большая в средствах отца, и совсем не знал, что пришла бедность. Я не понимал ее. Мне так нравилось жить в деревне, что лучше я и представить не мог. И совсем забыл прежнюю богатую жизнь...» - писал Коровин.

Продолжение


  "О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100