Биография
Жизнь
мастера

Галерея
Картины
художника

Воспоминания
Отзывы и очерки
о художнике

Рассказы
Рассказы
К.Коровина

Поездки
Где он
был

О Шаляпине
К.А.Коровин и
Ф.И.Шаляпин

Фотографии
Прижизненные
фотографии


Ирина Ненарокомова о Константине Коровине

  
   

Стр. 1
Стр. 2
Стр. 3
Стр. 4
Стр. 5
Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Стр. 9
Стр. 10
Стр. 11
Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15
Стр. 16
Стр. 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20

   

Константин Коровин:
Константин Коровин
Все фото Коровина

Пишите: ya(a)kkorovin.ru


Ученики его писали на натуре, занимались в мастерской, работали у Поленова дома. Костю, как самого талантливого, учитель отмечал особо, пристально следя за его развитием. «Семья Поленовых была для меня оазисом, куда я стремился, чтобы уйти от тягот жизни...», -вспоминал Коровин. И он, и его друзья, так же страстно увлекавшиеся живописью, отдавались занятиям в доме Поленовых всей душой. «В атмосфере взаимного понимания и преданности искусству зародились "Поленовские вечера", приносившие всем, совместно трудившимся, большую пользу». Сначала молодые художники собирались по четвергам. Работали, пробуя разные техники, устанавливая искусственное освещение, постоянно изменяя задания.
«Мы собирались в одной из больших комнат Поленовского дома, - вспоминал Константин Алексеевич. - Комната ярко освещена, посередине - большой стол, на нем краски, кисти, палитры. Кругом расставлены три-четыре мольберта. Кто пишет маслом, кто акварелью, кто рисует цветными карандашами... Прерывается работа обсуждением, спорами». Потом четверги были отменены, и стали заниматься только рисованием по субботам и воскресеньям, тоже по вечерам. А летом, нередко целой компанией, жили и писали у Поленовых на даче, - ведь в этом доме все занимались живописью: и сестра Василия Дмитриевича, и жена, и свояченица - Мария Васильевна Якунчикова.
Так, летом 1888 года Поленовы жили в деревне Жуковка на берегу Клязьмы. Туда и приехала ватага молодых художников: Коровин, Левитан, Нестеров, Остроухов и Серов, знакомство с которым у Коровина состоялось в 1886 году. К этому времени Коровин, практически оставивший Училище еще в 1884 году, получил в сентябре 1886 года официальную бумагу о том, что является «неклассным художником живописи с предосгавлением ему по сему званию прав потомственного почетного гражданина». Звание «неклассного» давало право стать учителем рисования в школе, чем он, конечно, заниматься не стал - рисунок не был сильной его стороной. Коровин отдался творчеству. Материально жить было трудно, но все же произведения его уже стали покупать.
Пожалуй, самой известной картиной к тому моменту была «Северная идиллия» (1886) - вещь очень декоративная, навеянная фольклором, каковым он тогда увлекался: девушки в народных костюмах на фоне зелени луга и леса слушают играющего на свирели мальчика. Надо сказать, что эскиз к этому полотну лучше удался художнику, чем сама картина. На нем фигуры только трех девушек и писаны они более компактно и менее плоскостно, но красные их платья столь же ярки, как зелень. Они как бы сливаются с пейзажем в единое целое, создавая ощущение реальности и сказочности одновременно.
И все же придуманные сценки и сюжеты никогда не получались у Коровина так же хорошо, как писаное с натуры. Пропадало ощущение естественности, свежести, столь присущее его пейзажам. «Живопись - удивительно точное дело, - сказал как-то Коровин. - Все держится на чуть-чуть, не попадешь в чуть-чуть, и ее нет.» Эти слова безошибочно отражают его живописное кредо. Этим «чуть-чуть» и были прекрасны коровинские этюды-картины.


  Монография
  Р.И.Власовой


  Живопись - 2 - 3 - 4
  5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 
  12 - 13 - 14 - 15 - 16
  17 - 18 - 19 - 20 - 21
  22 - 23 - 24 - 25 - 26

  Театр - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
  7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12
  13 - 14 - 15 - 16 - 17


Очень плодотворно поработал он в Жуковке летом 1888 года. Именно тогда создал Константин Алексеевич свои светлые и радостные ранние импрессионистические полотна: «За чайным столом», «В лодке», «Настурции», «Осень. Аллея в Жуковке». Персонажи, изображенные им, - члены семьи Поленова, а в лодке вместе с Марией Якунчиковой художник написал себя. В этих работах столько воздуха и света, что невольно у зрителя возникает впечатление, будто он сам присутствует на террасе, стоит около цветов, вступает на аллею. Кажется, что ощущаешь всем своим существом этот свежий утренний воздух или прохладу речной заводи. Но не только чистота и яркость палитры создают эффект «сиюминутности» происходящего. Этому способствуют и импрессионистические принципы композиции: данные по диагонали стол или лодка, срезанность женской фигуры, сидящей спиной к зрителю, срез края лодки на другой картине, асимметричное расположение людей на полотнах. Все говорит о достоверности запечатленного, которое в любой момент может измениться: покачнется лодка, встанет из-за стола одна из женщин, кто-то вступит на аллею. Художник не боится вводить в картины много локальных цветов, даже белый - в картине «За чайным столом», всегда трудно дающийся художникам. Теперь он уже четко соотносит один цвет с другим, учитывает степень освещенности, блики, тени. И нас не покидает общее ощущение подлинности происходящего, радости и полноты жизни.
Наверное, Поленов был счастлив в то лето, наблюдая за работой своего ученика, в которую тот окунулся «с головой» и восторгом. Его блещущий талант, следование советам учителя, рабочий энтузиазм, царивший в их дружном художническом кружке, дали прекрасные плоды.
А в конце того же 1888 года отправился он в заграничное путешествие с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Познакомил их все тот же Поленов, порекомендовав своего ученика для писания декораций в домашнем театре мецената. В результате этой поездки, а точнее посещения Испании, создает Коровин, наверное, самую известную и полюбившуюся публике картину: «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889). Думается, что именно здесь впервые (еще до «северных» работ) и прозвучала найденная им серебристо-серая гамма, о которой уже говорилось. На редкость строгая по колориту картина, где серый, белый и черный цвета являются основными, тем не менее не смотрится мрачной. Рассеянный свет, пробивающийся сквозь жалюзи, освещает фигуры двух очаровательных молодых испанок. Такое освещение позволяет художнику подобрать множество, едва различимых по интенсивности, голубоватых, лиловатых, зеленоватых, серебристых оттенков. Неяркие красновато-коричневые пятна расцвечивают ковер. Вся эта сдержанная и одновременно необычайно богатая цветовая гамма, как и пластичность, тонкий лиризм в передаче женских образов, наполняют картину тихой гармонией, оставляя теплый отклик в душе.

Продолжение


  "Коровин - это Паганини в живописи." (Шаляпин Ф.И.)


Художник Константин Алексеевич Коровин. Картины, биография, книги, живопись, фотографии


Rambler's Top100